Константин Волков
Константин Волков
13 апреля 2020

«Мы стоим на пороге появления сверхэкономных людей»

Опасения по поводу масштабов и продолжительности пандемии коронавируса побудили многих аналитиков заявить, что нам необходимо готовиться к глубокой рецессии. По мнению партнера венчурной фирмы Collaborative Fund Моргана Хаусла, новая реальность заставит большинство граждан пересмотреть свое финансовое поведение: «Мы стоим на пороге появления поколения сверхэкономных людей, которые могут изменить мировую экономику. Его представители будут более взвешенно подходить к инвестициям, анализировать риски и будут больше экономить из-за возросшего страха потерять все накопления». Экономический кризис еще не достиг своего пика, но на текущий момент, по словам Хаусла, жители развитых стран уже испытывают серьезные финансовые проблемы. К примеру, в США только за одну неделю было подано более 3 млн заявок на пособие по безработице. Из-за сложившейся ситуации, отмечает бизнесмен, люди могут разучиться смотреть с оптимизмом в будущее, и по окончании спада мы получим поколение, которое будет намного бережнее относиться к своим расходам.

Влияние кризиса на финансовое поведение

По мнению Хаусла, решительный шаг в сторону накопления денежных средств, вероятно, будет препятствовать росту ВВП многих стран. При этом такая стратегия может способствовать созданию экономической системы, более подготовленной к возможным потрясениям. В свою очередь, отмечает бизнесмен, трудно прогнозировать, сформируется ли благодаря ей более сильное в финансовом плане общество.

По словам бизнес-журналиста Хлои Тейлор, в период глубокой рецессии люди зачастую предпочитают экономить, поскольку не уверены в завтрашнем дне. Так, на жителей США в значительной степени повлиял финансовый кризис 2008 года. В ходе опроса, проведенного в 2019 году агентством Gallup, 60% взрослого населения страны, из переживших тот трудный период, заявили, что они предпочитают экономить, а не тратить. Аналитики отмечают, что пандемия уже скорректировала поведение граждан: по данным компании Bankrate, 52% американцев в ответ на угрозу коронавируса сократили свои расходы.

По мнению экономиста Марка Хэмрика, кризис обнажил важную проблему — недоверие людей к финансовым структурам: «Большинство представителей молодого поколения заранее не позаботились о своих накоплениях и проигнорировали банковские вклады или инвестирование в акции. По этой причине, возможно, многим из них придется серьезно экономить».

Как страны выйдут из кризиса

Главный экономист UBS Global Wealth Management Пол Донован придерживается иной точки зрения: он считает, что кризис не повлияет кардинальным образом на настроение потребителей. «Великая депрессия нанесла серьезный удар по США, потому что она продолжалась довольно долго, а ее последствия были разрушительными. Я надеюсь, что текущий спад будет коротким», — отметил Донован. Также, по словам экономиста, страны по-разному преодолеют кризис, поскольку каждое правительство предпринимает уникальные шаги в ответ на пандемию. Например, Европа в первую очередь уделяет внимание проблеме безработицы. Великобритания, Дания и Франция разработали комплекс мер, помогающий гражданам сохранить занятость, пусть даже за счет урезания оклада на 20-30%. Такой подход позволяет людям чувствовать себя более уверенно в финансовом плане, поскольку они чувствуют поддержку властей.

В США, напротив, правительство больше уделяет внимание безработным, поэтому для трудящихся граждан страны вопрос экономии денег является первостепенным. «Проблема в том, что в Америке вы можете иметь приличные сбережения лишь в том случае, если хорошо зарабатываете. Если у вас низкий доход, вам чаще всего хватает денег только на основные расходы. В такой ситуации ни о каких накоплениях речи быть не может. Кроме того, в США граждане, получающие маленькую зарплату, в разгар кризиса первыми остаются без работы», — подчеркивает Донован.

По словам экономиста, на текущий момент для большинства людей основным вопросом является перераспределение бюджета. Из-за введенного режима самоизоляции граждане могут сэкономить до 25% своих средств, отказавшись от посещения салонов красоты, заправок автомобиля или питания вне дома. «На время вы лишитесь определенного набора услуг. Но представьте, с какой пользой вы сможете потратить эти деньги. К примеру, вы приобретете новый телевизор, о котором давно мечтали. И эта покупка будет возможна благодаря тому, что вы неоднократно не сходили в ресторан и не прокатились лишний раз на своей машине», — делится мнением Донован.

Как коронавирус навсегда изменил мировой бизнес