Анна Жуковская
Анна Жуковская
31 января 2024

Техники принятия сложных решений

Некоторые решения мы принимаем настолько быстро, что не успеваем осознавать данный процесс: выпить кофе или чай, повернуть налево или пойти прямо. Другие вопросы, касающиеся, например, бизнес-задач или отношений, даются намного сложнее. Поговорим о том, какие инструменты могут помочь, когда перед вами встает непростой выбор.

Почему порой так трудно принимать решения

Основных причин несколько. Как правило, сложности начинаются в тот момент, когда от нашего действия зависят важные сферы жизни. Если говорить о бизнесе, то непросто прийти к решению, когда встает вопрос: уволить сотрудника или оставить в компании, привлечь партнёра или работать в одиночку, вложить средства в маркетинг или не стоит.

Часто человеку трудно принять решение, когда:

  • Он не уверен в себе и ищет стороннее мнение. Такое может быть, если у него есть проблемы с самооценкой и присутствует сильный страх допустить ошибку.
  • Существует привычка преувеличивать масштабы возможных последствий. Есть такое понятие, как когнитивные искажения. Его ввели психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски, а сегодня активно используют популярные когнитивно-поведенческие психотерапевты, авторы книг по психологии. Например, Джудит Бек, Роберт Лихи, Дэвид Бернс. Среди популярных искажений, затрудняющих процесс принятия решения, может быть катастрофизация, означающая склонность прогнозировать максимально негативные сценарии развития события, которые у человека не получится преодолеть. При наличии такой особенности мышления сложный выбор вызывает тревогу и страх.
  • Ситуация действительно серьезная, данных не хватает. Поэтому требуется тщательно изучить вопрос, взвесить все за и против, чтобы увидеть ее с разных сторон.

Кроме того, трудности с принятием решений могут быть связаны с тем, что человек находится в непростом психо-эмоциональном состоянии. Например, испытывает сильный стресс, пребывает в депрессии, склонен к повышенной тревожности, страдает от эмоционального выгорания.

В таком случае может даже понадобиться помощь специалиста, который правильно диагностирует проблему и предложит способы с ней справиться. Особенно если трудности в принятии решений возникли в какой-то момент времени и не беспокоили прежде.

Пять техник, которые могут помочь сделать выбор

1. «Квадрат Декарта» — популярный инструмент, который в свое время предложил Рене Декарт, математик, ученый, философ. Позволяет наглядно увидеть и проанализировать все факторы, способные повлиять на ваше решение.

Нужно разделить лист бумаги на 4 квадрата, каждый озаглавить следующим образом:

1) Что будет, если это произойдет?
2)Что будет, если это не произойдет?
3)Чего не будет, если это произойдёт?
4)Чего не будет, если это не произойдет?

Задача: максимально подробно заполнить каждый квадрат. Отвечая на первые два вопроса, перечисляйте все преимущества изменения и сохранения текущего положения вещей. Например, если вы не можете решить, уволить или нет сотрудника, который постоянно допускает ошибки, подумайте: что хорошего будет, если он покинет компанию? Скажем, найдете более перспективного кандидата, сможете добавить в жизнь компании что-то новое, снизите количество жалоб клиентов и т. д. И что хорошего будет, если он останется работать: не придется обучать нового сотрудника, тратить ресурсы на его поиск.

Отвечая на следующе два вопроса, аналогично примеру выше, указывайте минусы, которые вас ждут, если оставите всё так, как есть. Таким образом легко найти способ мотивации и увидеть возможные риски.

2. «Проверка доказательств» — техника из когнитивно-поведенческой терапии, которую предлагает в своей книге «Техники когнитивной психотерапии» доктор психологии Роберт Лихи. Она направлена на работу с мыслями, но может пригодиться и для решения проблемы с принятием решения. Ведь когда человеку трудно определиться, ему могут мешать предположения о возможных последствиях. Иногда они необъективны, но он не замечает данный факт. В таком случае можно разделить лист бумаги на две колонки: первая — «Доказательства за», другая — «Доказательства против». Поверх них записать саму мысль. А дальше попробовать собрать аргументы.

Например, если вам нужно уволить сотрудника, но кажется, что найти замену не получится, можно подумать, какие факты подтверждают вашу мысль. Скажем: на рынке дефицит кадров, его любят клиенты и коллектив и т. д. Затем поищите аргументы против. Допустим: у вас хороший эйчар, поэтому с поиском нового работника проблем не будет. Вам и раньше приходилось искать замену тем, кто уходил из компании, и обычно у вас всё получалось. Подобная техника поможет увидеть ситуацию более объективно и принять решение, опираясь на факты.

3. SWOT-анализ. Он эффективен, когда необходимо сделать выбор, основываясь на тщательном анализе данных, касающихся деятельности компании, личной эффективности и т.д.

В данном случае нужно заполнить 4 раздела: сильные стороны и плюсы (strengths), слабые стороны и минусы (weaknesses), возможности (opportuninties) и угрозы (threats). SWOT-анализ относится к базовым инструментам маркетинга, но может стать хорошей техникой принятия решения в тех ситуациях, когда нужно изучить множество объективных факторов, а не только собственные доводы, сомнения и опасения.

4. «Проверка обоснованности оценки краткосрочных и долгосрочных затрат и выгод» — еще одна техника из книги Роберта Лихи «Техники когнитивной психотерапии». Она также направлена на работу с мыслями человека. Поэтому, если сделать выбор мешает какая-то идея, в которой вы не уверены, можно попробовать использовать данный инструмент.

Разделите лист бумаги на три колонки: в первой запишите мысль, во второй — ее краткосрочные недостатки и преимущества, в третьей — долгосрочные недостатки и преимущества. То есть, если вам кажется, что вы не сможете найти нового сотрудника на замену текущему, здесь и сейчас вы облегчаете себе жизнь тем, что не прилагаете усилий для поиска кандидата, неприятного разговора и т. д. Однако не можете отпустить ситуацию и постоянно переживаете. Если посмотреть на ситуацию в перспективе, то среди преимуществ можно увидеть, например, стабильность и отсутствие текучки кадров, а в недостатках — снижение продаж, еще меньшую вовлеченность сотрудника и рост количества его ошибок.

5. «Матрица Эйзенхауэра» — это инструмент, автором которого считается 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр, отличавшийся продуктивностью.

Нарисуйте квадрат, разделите его на 4 поменьше. Верхняя граница содержит категории «срочно» и «несрочно», левая — «важно» и «неважно». А все задачи и вопросы распределяются на 4 категории: срочные и важные, срочные и неважные, несрочные и важные, несрочные и неважные.

Если ваш вопрос относится к первой категории, то он в приоритете, ко второй — его можно поручить кому-то, кроме вас, к третьей — можно не спешить, но запланировать. А то, что входит в четвертую категорию, смело вычеркивайте.

Хотя данный метод используется в тайм-менеджменте, его можно применять и для принятия решения, если вы не можете понять, как распределить свои задачи: за какую из них взяться, а что может подождать.

Искусство самоподдержки: навык, который присущ лидерам и необходим каждому из нас

Как прийти к руководящей должности: пошаговая инструкция