Анна Жуковская
Анна Жуковская
23 мая 2024

Система испытательного срока, которая обезопасит работника и работодателя

Испытательный срок — период, когда работодатель присматривается к сотруднику и оценивает его потенциал: однако и работник, в свою очередь, на данном этапе принимает решение, готов ли он остаться в компании. По статистике, весомая часть вновь нанятых кандидатов уходит из организации по ряду ошибок, которые совершают управленцы и «эйчары». Сегодня обсудим самые распространенные и то, как их избежать.

Реальность не совпала с ожиданием

Свежее исследование сервиса «Работа.ру», проведенное в мае 2024 года, в котором выяснилось, уходят ли сотрудники в другую компанию после испытательного срока, показало, что так поступают более трети из них, точнее — 34% респондентов. Причем 20% увольнялись прямо во время него, еще 14% — сразу после окончания.
Причины, послужившие поводом принять такое решение, по данным исследования, следующие: более половины (52% опрошенных) заявили, что условия труда, которые оговаривались в самом начале, не соответствовали реальности, кому-то (47% участников опроса) не подошли заработная плата или график. Еще 22% респондентов подумали, что в компании нет перспектив для профессионального развития, 20% смутили неинтересные рабочие задачи, а 15% просто не справились со своими обязанностями. Ссоры на рабочем месте с коллегами и начальником послужили поводом для ухода после испытательного срока у 4% и 13% соответственно.
Сам по себе испытательный срок является периодом, когда работодатель и сотрудник могут познакомиться друг с другом и понять, получится ли у них трудиться в одной команде. Он удобен тем, что обе стороны могут отказаться от дальнейшего взаимодействия в «упрощенном» формате.
Однако во время испытательного срока работник выполняет те же задачи, что и все остальные члены команды на аналогичных позициях, и придерживается существующих в компании стандартов и актов. Кроме того, он должен получать заработную плату того же размера, что и после успешного прохождения «вводного» периода.

Основные правила испытательного срока:

  • Он должен быть прописан в трудовом договоре, включая период — он может составлять от двух недель до полугода, если человек претендует на руководящую позицию.
  • Для кандидатов, попадающих в одну из следующих категорий, испытательный срок назначать нельзя: например лицам, не достигшим 18 лет, беременным женщинам, тем сотрудникам, которые работают по срочному договору не более чем два месяца, выпускникам, пришедшим на работу по специальности в течение 12 месяцев после окончания учебного заведения.

По мнению HR-менеджеров, чаще всего сотрудники уходят на этапе испытательного срока или сразу после него, если:

  • По факту обязанности, которые им приходится выполнять, отличаются от тех, которые обсуждались на собеседовании. Также кандидат может обнаружить, что ему не подходит уровень заработной платы (например он не соответствует количеству задач), график работы, неудобно добираться в офис и т. д.
  • В коллективе нет качественной системы адаптации, обучения и введения в должность — новичку приходится самостоятельно включаться в рабочий процесс, что вызывает дополнительные трудности.
  • Недружелюбная атмосфера в команде — например токсичные коллеги, неадекватный руководитель, нездоровая конкуренция.

Как внедрить систему испытательного срока в компании

Шаг первый — убедитесь в том, что на собеседовании кандидат получает всю необходимую информацию о процессе работы в организации, касающуюся графика, заработной платы, нагрузки. Кроме того, полезно будет удостовериться, что цели и ценности компании и будущего сотрудника совпадают, так как разногласия по данным вопросам также могут стать причиной его увольнения. Если понимаете, что какие-то условия его смущают, возможно, не стоит предлагать пройти испытательный срок и сконцентрировать усилия на другом претенденте.

Шаг второй — позаботьтесь о том, чтобы новый сотрудник прошел качественную адаптацию к новой должности. В идеале за ним должен быть закреплен более опытный специалист, который сможет обеспечить ему поддержку и обучение на рабочем месте, а также предоставляйте развивающую обратную связь, способную помочь кандидату лучше справляться со своими обязанностями.

Шаг третий — встречайтесь с ним лично хотя бы раз в неделю, разбирайте возможные ошибки, отвечайте на вопросы и обязательно отмечайте результаты и достижения, которых специалисту удалось добиться.

Шаг четвертый — позаботьтесь о собственной безопасности, одновременно с началом испытательного периода попросите сотрудника подписать документы, связанные с неразглашением конфиденциальной информации, требованиями, которые предъявляются к нему на данном этапе, должностную инструкцию и т. д.

Если работник все же не справляется со своими обязанностями, его можно уволить, уведомив за три дня. Увольнение нужно оформить отдельным приказом, выплатив положенную за истекший период времени заработную плату.

Привлекать и удерживать: специфика работа с сотрудниками-зумерами

Кто такие мультипотенциалы и чем они полезны бизнесу