Анна Жуковская
Анна Жуковская
8 мая 2024

Привлекать и удерживать: специфика работы с сотрудниками-зумерами

Рынок труда меняется: на нем появляется все больше представителей поколения Z, или зумеров, — и их ожидания и требования к работодателю сильно отличаются от поведения более взрослых и, можно сказать, зрелых сотрудников. Уйти с работы, потому что «не нравится», выбирать гибкий график вместо «пятидневки», предпочитать краткосрочные курсы диплому университета — чего еще ждать от молодежи? Сегодня разберемся в этом непростом вопросе.

Зумеры как они есть

Начнем с того, что к данному поколению относят тех, кто родился в период примерно с 2000 по 2011 годы — самая «старшая» часть из них уже активны на рынке труда, остальные постепенно готовятся влиться в рабочий процесс. И те, и другие, по сути, находятся в самом начале своего профессионального пути, обладают большим потенциалом, поэтому очень интересны работодателям. Они росли тогда, когда в мире уже активно использовались цифровые технологии, познавали окружающее пространство через гаджеты, поэтому у них сформировалось определенное отношение к жизни и к работе.

Что отличает представителей поколения Z как сотрудников:

  • Ключевые ценности зумеров — свобода, социальная ответственность, толерантность, поэтому для них важно, чтобы компания, в которой они трудятся, их разделяла. Им вполне свойственно уволиться просто из-за несовпадения ценностей с работодателем, вот почему кропотливая работа над HR-брендом для организаций сейчас выходит на первый план. В противном случае будет сложно сохранять конкурентоспособность на рынке труда.
  • Для них важна возможность построить карьеру и получить высокий уровень заработной платы — благодаря этому они чувствуют прилив мотивации и желание действительно включаться в работу над проектом.
  • Фокус на возможность самореализации вместо того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, выбирать то, что «престижно», модно и т. д. Если компания предоставляет возможность раскрыть свой потенциал, это будет плюсом.
  • Стремление заботиться об окружающей среде и придерживаться принципов разумного потребления, соответственно, такого же отношения они ожидают и от работодателя. Сюда же можно отнести заботу о себе, своем здоровье, в том числе ментальном.
  • Наличие технологических решений в производственном процессе — зумеры выбирают компании, которые охотно внедряют современные инструменты в бизнес-процессы.

На самом деле представители поколения Z в чем-то похожи на своих предшественников, миллениалов, — и тем, и другим важна свобода и возможность самореализации и развития, им необходимо, чтобы деятельность была увлекательной, а условия на рабочем месте — комфортными.

Однако между ними есть и отличия — например:

  • И зумерам, и миллениалам важна материальная составляющая, однако для первых деньги являются приоритетом, тогда как вторые порой готовы работать «за идею», а финансы являются лишь следствием хорошо выполненной задачи.
  • Поколение Y не склонны строить четкие долгосрочные планы, хотя понимание своего дальнейшего карьерного роста важны, а вот представители поколения Z предпочитают конкретику и максимально прозрачные цели.
  • И те, и другие ценят свободу и возможность работать удаленно, однако миллениалы понимают ценность коллективной деятельности и охотно идут на сотрудничество при необходимости. Зумеры больше сосредоточены на себе и с большей вероятностью выберут задачи, которые позволяют работать над ними в индивидуальном формате.
  • И Y, и Z заботятся о своем состоянии, однако первые стараются сохранять баланс между работой и отдыхом, а вторые в большей степени склонны работать сверхурочно. Однако если им что-то не нравится, они легко уходят из компании, не ориентируясь на прочие преимущества и личные обязательства, — у них есть понимание, что в мире полно интересных вакансий и подходящую работу можно найти довольно быстро.

Как нанимать и удерживать зумеров

Представители поколения Z — сотрудники, способные привнести в жизнь компании нечто свежее и актуальное, в тот же момент они несут в себе некоторый элемент хаоса.

Если вы действительно хотите привлечь в компанию зумеров и выстроить с ними долгосрочное сотрудничество, важно учитывать следующее:

  1. Обеспечьте гибкие условия работы — на старте поинтересуйтесь, как кандидат видит свое взаимодействие с компанией, хочет работать удаленно, в офисе или в гибридном формате. Чего он ждет, каких ценностей и взглядов придерживается.
  2. Развивайте технологии, внедряйте их в производственный процесс и предоставляйте доступ к ним для сотрудников — молодые специалисты ценят современные решения и всегда охотнее выбирают компании, которые их предлагают.
  3. Предоставляйте развивающую обратную связь, для таких сотрудников это важно. Кроме того, необходимо, чтобы в компании были широкие возможности для обучения и карьерного роста — для представителей поколения Z это одна из приоритетных ценностей.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы в организации была развитая и прозрачная система мотивации, понятные KPI, стратегически достижимые цели — они позволяют поддерживать высокий уровень мотивации и вовлеченности зумеров в производственный процесс. Кроме того, старайтесь отмечать их достижения и вознаграждайте за результаты труда.
  5. Обеспечьте систему адаптации сотрудников к новой должности — это не только упростит их включение в рабочий процесс, но и станет дополнительным бонусом в пользу работодателя.
  6. Развивайте HR-бренд, обеспечивайте команде баланс работы и отдыха, внедряйте прозрачную систему оплаты труда и предоставляйте социальные гарантии.
И все же работодателю стоит помнить, что ценность сотрудника заключается еще и в его мотивации, желании работать, вовлеченности в общее дело. В конечном итоге какой смысл идти на уступки бесконечно требующему, да еще вдобавок бесконечно ущемляющемуся по любому поводу сотруднику? Да, молодые сотрудники всегда были «свежей кровью» для любой компании. У них и идей больше, и мотивация высокая, но если к этому, вместо развития профессиональных качеств, прикладываются не усилия, а требования и постоянные претензии, нужен ли вам такой специалист?

Кто такие мультипотенциалы и чем они полезны бизнесу

Построение эффективной модели взаимодействия компании со стажерами