Анна Жуковская
Анна Жуковская
22 апреля 2024

Работа с творческими сотрудниками: систематизация и регламентация

Наличие в команде креативных специалистов позволяет бизнесу находить нестандартные решения и запускать проекты, которые будут пытаться скопировать конкуренты. Эти возвышенные, одухотворенные люди всегда предлагают новшества, идеи, которые помогут создать неповторимый товар. Но взаимодействие с данными работниками нередко сопряжено с творческим кризисом у последних, нарушением дедлайнов и установленных договоренностей. Сегодня обсуждаем, как управлять такими кадрами, систематизировать их деятельность, обеспечивая стабильность работы и не урезая их творческий потенциал.

Кого можно считать творческими сотрудниками

Обычно речь идет о специалистах, которые работают в отделе маркетинга, занимаются копирайтингом, дизайном, созданием контента, разработкой креативных идей и решений, — фотографах, видеографах, авторах и др.

Практически любой компании требуются услуги такого персонала хотя бы время от времени: например, чтобы составить и реализовать маркетинговую стратегию, нужно уметь не только работать с аналитикой, изучать большой поток информации, учитывать тренды и т. д. Потребуется умение «упаковывать» ключевые смыслы и ценности бренда в формат, понятный его целевой аудитории, привлекать ее внимание к рекламным коммуникациям, отличаться от конкурентов, говорить с потребителями на одном языке. Выполнить перечисленные задачи как раз по силам творческим работникам: копирайтер может написать текст и придумать креативный слоган для рекламной кампании, дизайнер — передать основной месседж с помощью визуальных решений и т. д.

Однако нередко к творческим профессиям относят специалистов из других сфер деятельности — например стилист-парикмахер, архитектор, флорист, ведь их труд также заключается в создании уникальной работы или проекта на основе имеющихся знаний, компетенций и пожеланий заказчика.

То есть деятельность большинства компаний так или иначе связана со взаимодействием с работниками «творческого» профиля, отсюда и проблемы с коммуникациями или же конечным итогом выполненных работ.

Нередко такие сотрудники:

  • Остро реагируют на критику, которую предоставляет руководитель или другие члены команды, поскольку свою работу воспринимают как результат творческого процесса.
  • Находятся в «потоке», в котором сложно бывает помнить о временных рамках, соблюдать требования технического задания, взаимодействовать с коллегами и т. д.
  • Сталкиваются с проблемой выгорания зачастую как раз таки по причине острой реакции на обратную связь, ощущения «непризнанности» собственного таланта на рабочем месте, ненормированного графика, творческого кризиса и т. д.

Чтобы выстроить продуктивное взаимодействие с креативной частью команды, нужно придерживаться определенных принципов руководства.

Как искать творческих сотрудников и управлять ими

Прежде всего важно определиться, какой вариант взаимодействия вы рассматриваете, — многое зависит от должности и структуры компании. Например, если организация активно занимается своим продвижением и закладывает на него существенный бюджет, копирайтера, дизайнера, маркетолога можно нанимать «в штат». В тех случаях, когда тексты, макеты и т. д. требуются время от времени, рациональнее найти нужных специалистов под конкретные проекты.

При отборе кандидатов на «творческие» позиции имеет смысл обратить внимание на:

  • Портфолио, так как вне зависимости от резюме и опыта работы квалификацию показывают именно завершенные проекты.
  • Тестовое задание, выполненное под задачи компании, — оно должно быть небольшим, не отнимать у соискателя много времени, однако заточено на то, чтобы дать ему возможность продемонстрировать мастерство.
  • Собеседование с руководителем, в ходе которого и сотрудник, и управленец смогут понять, насколько комфортно им будет взаимодействовать и как будет строиться дальнейшее сотрудничество.

Какие принципы позволят сделать работу творческих специалистов в компании эффективной:

  1. Необходимо проговаривать основные сроки, которых им нужно придерживаться в процессе работы. Как правило, «креативщикам» сложно предоставлять ежедневный отчет о своей деятельности, поэтому будет достаточно согласовывать ключевые этапы презентации своего труда. Кроме того, важно заранее оговорить дедлайн, который нельзя нарушать.
  2. Четкий график работы.
  3. При постановке задачи старайтесь прописывать техническое задание, заполнять бриф, чтобы и вы, и специалист понимали, что требуется учесть в работе и получить на выходе. Принимать готовый проект и давать обратную связь в таком случае будет намного проще.
  4. Важно создать подходящие условия на рабочем месте — многие компании сейчас переходят на удаленный или гибридный формат взаимодействия с персоналом, поэтому у них нет необходимости сидеть за компьютером в офисе весь день. Творческим специалистам важно иметь возможность время от времени работать вне стен компании, а также планировать свое время, поэтому лучше оговорить такие тонкости на старте.
  5. Нужно предоставлять мягкую и конструктивную обратную связь. «Мне не нравится, это совершенно не то» — пример не самой полезной критики, так как она не содержит конкретных критериев и может обесценить усилия сотрудника. Опирайтесь на бриф и техническое задание, не переходя на личности, чтобы доработать проект и получить необходимый результат.
  6. Не забывайте, что даже творческая работа должна быть систематизирована и все стороны, участвующие в процессе производства, несут ответственность за конечный продукт. Свобода в деятельности не всегда означает отсутствие рамок и границ — это возможность, воспользовавшись которой можно в полной мере показать весь свой потенциал.

Построение эффективной модели взаимодействия компаний со стажерами

О чем нужно знать, внедряя гибридный формат работы