Кадры
25 марта, 2024

Правила управления удаленными сотрудниками, которые помогут избежать е-презентеизма

Обсуждаем, в чём он может проявляться и как предупредить его развитие.

Стремление сотрудника работать сверхурочно и в любом состоянии на первый взгляд кажется похвальным и полезным для бизнеса. Особенно ярко такой подход к обязанностям может проявляться, если специалист трудится удаленно. Однако, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе подобное поведение не идет на пользу ни персоналу, ни компании. Почему? Рассмотрим в статье.

Работа, которая вредит

Когда сотрудник находится на своем рабочем месте даже при наличии проблем со здоровьем, после окончания трудового дня, по выходным, постоянно отвлекается на сообщения в рабочих чатах, отвечает на звонки клиентов и коллег вне зависимости от времени суток, речь идет о презентеизме. Термин обозначает феномен, при котором работник склонен тратить на свою работу намного больше усилий, чем требует и оплачивает работодатель. Эксперты в области работы с персоналом достаточно давно говорят о том, что подобный подход губителен и для специалистов, и для бизнеса. Потому что сотрудники быстро утомляются, выгорают и начинают плохо справляться со своими обязанностями.

Е-презентеизм — разновидность традиционного, но относится к тем, кто находится «на удаленке». И тут риск не контролировать количество времени и усилий, затраченных на работу, возрастает по понятным причинам.

Во-первых, стирается грань между работой и отдыхом: не приходится ехать в офис, больше вероятность самостоятельно продлить себе рабочий день. Кроме того, специалист с меньшей вероятностью возьмет «больничный» или отгул при необходимости. Потому что он и так работает из дома. Плюс руководитель не может управлять персоналом так же, как в офисе, где легко увидеть, кто задерживается, а кто нет, и вовремя отправить домой «припозднившихся».

Что еще способствует развитию е-презентеизма?

  1. Отсутствие у сотрудников ощущения причастности к жизни остальной команды, члены которой трудятся в офисе либо так же у себя дома. Как правило, такое происходит, если плохо налажена коммуникация между участниками коллектива. И они не имеют возможности общаться друг с другом и обсуждать текущие вопросы.
  2. Неэффективная система управления и организации внутренних рабочих процессов. Когда в команде становится нормальным задерживаться допоздна, звонить друг другу по выходным, чтобы решить деловые вопросы, вести переписку в общих чатах.
  3. Сложности с удаленным доступом к информации, необходимой сотрудникам для выполнения должностных обязанностей.

Как распознать проблему и предотвратить ее

Обычно у сотрудников, которые подвержены е-презентеизму, постепенно нарастает усталость. Так как они трудятся слишком много и не умеют разделять рабочее и личное время. Если не принять меры и не исправить ситуацию, со временем проблема рискует обернуться профессиональным выгоранием, преодолеть которое будет намного сложнее.

Руководитель может увидеть следующие признаки «избыточного участия» персонала в рабочем процессе:

Если вы замечаете, что у членов команды проявляются какие-то из вышеперечисленных проблем, важно разобраться в причинах таких изменений, запросив у них честную обратную связь.

Что позволит настроить эффективное управление удаленным сотрудниками:

5 способов снизить текучесть кадров в компании

«Уйти в айти»: какое направление данной сферы проще всего освоить с нуля

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: