Анна Жуковская
Анна Жуковская
15 апреля 2024

Правила фактчекинга для контент-маркетинга в бизнесе

Многие компании используют контент-маркетинг как инструмент продвижения, но не все авторы, которые занимаются копирайтингом и пишут тексты, знают о том, что информацию, которая в них содержится, необходимо проверять. Чем чревато отсутствие данного этапа для бизнеса и как правильно проверять факты — будем разбираться в сегодняшней статье.

Для чего нужен фактчекинг

Так называют процедуру проверки фактов на предмет соответствия действительности — она позволяет выявить неточности и избежать банальных ошибок, которые могут привести к негативным последствиям.

Многие компании ведут свои блоги на сайте, занимаются развитием аккаунтов в социальных сетях, пишут рекламные тексты для средств массовой информации, — в подобного рода контенте активно используются факты, приводятся примеры, цитируются известные личности и книги. Иногда авторы, которые производят данный контент, опираются только на один источник данных, однако человеческий фактор и невнимательность могут привести к тому, что информация окажется недостоверной. Аудитория, которая видит данные публикации и доверяет им, в случае фейковой информации может утратить доверие к компании, что в долгосрочной перспективе скажется на их лояльности и даже покупательской активности.

Публикация данных с ошибками способна привести к:

  • Распространению недостоверных фактов с огромной скоростью, из-за чего о казусе может узнать большое количество людей. Управлять таким процессом проблематично.
  • Формированию у читателей неверного представления о каком-то событии, его участниках и т. д.
  • Угрозе в долгосрочной перспективе репутации компании, которая публикует непроверенную или ошибочную информацию.

Кроме того, если на каких-то информационных ресурсах бизнеса появляются недостоверные сведения о других организациях или людях, можно получить штраф и не только.

Так, согласно статье 152 ГК РФ, если распространять сведения о человеке, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, не соответствующие действительности, он вправе потребовать опровержения, а также возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением данной информации.

Согласно статье 207.3 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании ВС РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан и данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на ВС РФ или войска национальной гвардии РФ. За это предусмотрен либо штраф от 700 тысяч до полутора миллиона рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок. Если же распространение информации повлекло за собой тяжкие последствия, грозит лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Избежать подобных последствий и позволяет тщательная проверка данных, которые компания использует в своих публикациях. В их число входят:

  • Сведения, касающиеся личных данных людей, упоминающихся в контенте, — имена, фамилии, должности, научные степени, контактная информация, а также названия организаций и т. д. Допустим, вы обратились за комментарием некоторого видео к опытному специалисту — публикуя ролик, важно корректно указать информацию о нем.
  • Профессиональные термины и определения, которые используются в материалах или звучат из уст эксперта, участвующего в подготовке контента. Также полезно удостовериться, что ссылки на источники данных ведут на ресурсы, в достоверности информации которых не приходится сомневаться. Например, для написания текста на сайт компании, предоставляющей маркетинговые услуги, вы собрали информацию из разных источников — прежде чем публиковать, лучше проверить ее на соответствие действительности.
  • Визуал, включая видеоматериалы, фото-контент и иллюстрации, также имеет смысл проверять, чтобы убедиться, не содержат ли они некорректную информацию, насколько актуальны представленные сведения, а также не были ли они опубликованы ранее.

Также являются предметом для фактчекинга статистические данные, цитаты, даты различных событий и подобный материал. Кроме того, опытные авторы говорят о том, что сомневаться в используемых фактах — полезный навык даже в тех ситуациях, когда кажется, что все очевидно.

Как проверять данные:

  1. Самый очевидный способ — найти того, кто точно обладает необходимой информацией, например эксперт в выбранной вами области с большим опытом и соответствующими компетенциями. Можно изначально взять у него комментарий для подготовки контента или уточнить, является ли достоверным конкретный факт, который приводится в материале.
  2. Пользоваться информацией, опубликованной на ресурсах организаций, чья деятельность связана с областью знаний, используемой для подготовки контента. Например, полезно обращаться за сведениями об исследованиях в пресс-службы различных центров проведения опросов, читать пресс-релизы информационных агентств или профильных организаций. Для подготовки экспертных материалов можно изучать материалы научных публикаций, а официальные данные искать на сайтах государственных служб — например ФНС, Росстат и т. д., а также в официальных документах. Если нужны факты о жизни компаний, можно заходить на их сайты. Информацию о конкретных продуктах можно получить в технических документах, содержащих исчерпывающую информацию о характеристиках.
  3. Обращаться к изданиям, обладающим высоким авторитетом и благонадежной информацией, если вы готовите текст на основе других публикаций — так выше вероятность получить достоверные данные, но в любом случае будет полезно заручиться поддержкой опытного эксперта.
  4. Стараться собирать информацию на основе изучения данных из нескольких источников, чтобы посмотреть на тему с разных сторон и сформировать собственное впечатление о ней. Чем больше информации удастся собрать, тем выше вероятность определить, какие факты достойны упоминания в материале, а что можно опустить.

4 шага к выявлению потребностей клиента с помощью кастдева

Ключевые принципы эффективных рекламных рассылок