Константин Волков
Автор:
Константин Волков
10 июня 2020

Почему сотрудники ненавидят отдел кадров

«Если в вашей компании есть отдел кадров, приготовьтесь к тому, что сотрудники будут его ненавидеть», — отмечает соучредитель CakeHR Норбертс Эртс. По словам предпринимателя, у работников есть немало поводов испытывать антипатию к специалистам по подбору персонала и корпоративной политике. Причем в большинстве случаев ответственность за возникновение конфликтов несет руководство организации, не способное найти правильное применение отделу кадров. Эртс приводит 9 причин, по которым рекрутеры попадают под шквал критики.

Защита компании, а не сотрудников

По словам Эртса, HR-менеджеров критикуют за то, что в конфликте между руководством и сотрудниками они чаще всего занимают сторону компании. При этом рекрутеры объясняют свою позицию защитой корпоративных интересов, а персонал обвиняет их в продажности.

Отсутствие осведомленности

В крупных компаниях HR-менеджеры могут занимать офис, находящийся в отдалении от головного здания организации. В этом случае, отмечает Эртс, у сотрудников возникает следующий вопрос: «Как эти люди могут представлять наши интересы, если они даже не знают, что творится в коллективе?»

Отношение к сотрудникам как к ресурсу

По словам предпринимателя, некоторые сотрудники сетуют на то, что рекрутеры видят в них не людей, а всего лишь ресурсы наподобие газа, нефти или электричества. При таком подходе HR-специалистам ничего не стоит уволить работника и найти на его место более продуктивного кандидата. Эртс подчеркивает, что сотрудникам не нравится, когда к ним относятся как к пешкам, — они хотят видеть к себе человеческое отношение.

Некомпетентность

Одна из распространенных жалоб на отдел кадров заключается в том, что сотрудники считают HR-специалистов некомпетентными. «Люди обращаются к менеджерам за помощью, а в ответ слышат невразумительные советы, не имеющие ничего общего с реальностью. По этой причине у работников складывается впечатление, что рекрутеры не разбираются в своем деле и потому выглядят инородным телом внутри организации», — отмечает Эртс.

Оторванность от реальности

Отдел кадров часто становится объектом насмешек, поскольку его представители больше заняты построением теорий на тему того, каким должен быть идеальный коллектив, а не решением текущих вопросов. По словам предпринимателя, рекрутеры избавятся от критики в тот момент, когда займутся реальными проблемами сотрудников.

Усложнение процессов

«Моя мама, работавшая в отделе кадров, часто приносила домой большую стопку документов: эти бумаги были испещрены инструкциями и комментариями по поводу ведения корпоративной политики», — делится воспоминаниями Эртс. По его словам, ошибка многих отделов кадров заключается в том, что они не упрощают, а усложняют жизнь сотрудников, разрабатывая для них бесчисленные правила и рекомендации. Вместо этого HR-специалисты должны давать понятные советы, как поддерживать моральный дух и продуктивность в коллективе.

Избегание прямых ответов

Соучредитель CakeHR указывает на то, что порой сотрудники отдела кадров избегают прямых ответов. Причем они могут юлить, даже если работник задает им простой вопрос. По мнению Эртса, это происходит в двух случаях: либо HR-специалист некомпетентен, либо он тянет время, чтобы найти ответ, который в первую очередь соответствовал бы интересам компании.

Отсутствие объективности

«Отдел кадров должен выполнять функцию посредника между персоналом и руководством. При этом его позиция обязана быть объективной», — отмечает предприниматель. Однако на деле менеджеры по найму могут отказываться от своей важной роли в угоду похвале со стороны начальства, большой зарплате или потенциальному повышению. Действуя в корыстных целях, рекрутеры закрывают глаза на объективность и фактически предают интересы сотрудников.

Игнорирование важных проблем

По словам предпринимателя, отделу кадров порой проще заниматься незначительными вопросами, чем обращать внимание на важные проблемы: к примеру, менеджеры могут пристально следить за соблюдением дресс-кода или чистотой рабочих мест, забывая о том, что в компании большая текучесть кадров и серьезное снижение производительности. В данном контексте сотрудников злит, когда HR-специалисты придираются к ним по мелочам, при этом игнорируя более серьезные задачи.

Как улучшить работу отдела кадров

По мнению предпринимателя, руководство может улучшить работу отдела кадров, если донесет до рекрутеров следующую мысль: «В центре внимания каждого менеджера по найму должен находиться человек, а не компания». Это означает, что в первую очередь HR-специалисты обязаны сосредоточиться на интересах персонала, поскольку именно люди являются самым ценным активом для любой организации. При этом представители отдела кадров должны объективно оценивать запросы работников, чтобы их предложения или требования не выходили за рамки корпоративной политики.

Также Эртс рекомендует обратить внимание на квалификацию рекрутеров: «HR — это не только оформление документов, построение теорий и разработка стратегий. Управление персоналом подразумевает тесную работу с коллективом, при которой рекрутеры обязаны быть и менеджерами, и психологами, и в какой-то степени руководителями, берущими на себя ответственность за продуктивность сотрудников». По этой причине в отдел кадров должны попадать не случайные люди, а только те, кто доказал свой профессионализм и готов далее развиваться в данной сфере.

Кроме того, соучредитель CakeHR советует компаниям позаботиться об организации работы менеджеров по найму. По его словам, зачастую HR-специалисты не успевают выполнять свои обязанности из-за бюрократии, составляя множество отчетов для руководства. Также некоторые рекрутеры пользуются устаревшими компьютерными программами, не адаптированными под современные условия работы. Решение указанных проблем, отмечает Эртс, позволит специалистам увеличить свою производительность и тем самым приносить больше пользы компании.

Плюсы и минусы наличия отдела кадров