Кадры
24 декабря, 2019

Они отравляют коллектив: вся правда о токсичных сотрудниках

Боремся с интоксикацией коллектива с помощью практических советов генерального директора IT-компании Александра Бочкина.

Каждый из нас имел опыт общения со сплетниками или интриганами. Но если в повседневной жизни по отношению к ним вырабатывается защита в виде буквального игнора, то вот на работе это может стать проблемой. Такие люди неосознанно распространяют в офисе эмоциональную нестабильность и, что важно, негативно влияют на общий показатель эффективности. Как получить прививку от интоксикации персонала и научиться работать с такими сотрудниками, рассказывает генеральный директор IT-компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин.

Александр Бочкин «Инфомаксимум»

Токсичные = убыточные

Причем убыточные во всех смыслах. Начнем с финансовой составляющей. Исследование Гарвардской школы бизнеса вынесло вердикт: средний ущерб компании от токсичных сотрудников составляет примерно $12 тыс. в год. С оговоркой: чем больше компания, тем больше затраты. Но это не самое страшное — намного хуже эмоциональный эффект, который производят на окружающих интриганы, сплетники и типичные лентяи. Компания Fierce провела опрос, который показал: 1) 78% работников утверждают, что токсичные коллеги негативно влияют на общий настрой команды; 2) порядка 30% сотрудников отметили снижение личной эффективности; 3) 17% офисного персонала уверяют, что непростые взаимоотношения в команде повышают уровень стресса и снижают лояльность к компании. Из исследования становится ясно, что от токсичных сотрудников в той или иной форме страдает каждый, а потому решение данной проблемы является чрезвычайно важным, и взять его на себя в первую очередь должен руководитель.

Что делать, если ваши сотрудники ненавидят друг друга

Вычисляем токсичных коллег

Поскольку каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с токсичными коллегами, следует более подробно рассказать об основных их типах:

Лентяй

Казалось бы, ну чем лентяй может навредить другим? Все просто: дурной пример заразителен. Представьте, что основная мотивация у персонала — вознаграждение по результатам месяца. И если это вознаграждение представляет собой общую премию, то коллектив, как правило, начинает трудиться усерднее. Ситуация меняется, когда один из сотрудников не делает и половины из того, что надо, но при этом получает так же, как и остальные. Отсюда у его коллег может появится закономерный вопрос: а зачем стараться?

Пример: представим ювелирный магазин, консультантов, один из которых не хамит клиентам открыто, но всем своим видом показывает недовольство от коммуникации, игнорирует вопросы клиентов, не старается помочь. Однако зарабатывает столько же, сколько и остальные, поскольку процент от продаж будет поделен поровну. Ожидаемая реакция коллег? Пойти по примеру лентяя — за улыбку баллы не снимут. А пока руководство выяснит причину падения процента продаж — пройдет немало времени.

Стоит ли поощрять конкуренцию между сотрудниками

Иллюзионист

Он же — человек-праздник. Этот персонаж сможет найти общие темы для разговора с каждым, обсудит с желающими последние новости, выпьет пару чайников кофе и дополнит печеньями. Когда работать? Это уже другой вопрос. Такой человек мастерски создает иллюзию бурной деятельности и всегда на виду у руководства — деятельный и с горящими глазами.

Пример: в ходе реализации проекта по внедрению системы мониторинга загруженности персонала, в одной из компаний провели анализ работы небольшого отдела. Руководитель подразделения удивился, когда понял, что один сотрудник почти год с момента официального трудоустройства (не считая испытательного срока) выполнял свою работу чужими руками, мастерски воздействуя на коллег и втираясь к ним в доверие.

Ворчун

Такому персонажу все не по душе: задачи или очень легкие, или очень сложные. Кофе для персонала дешевый, что есть неуважение, или очень дорогой — лучше бы прибавили к зарплате. Даже возможность карьерного роста воспринимается в штыки: «Мне что, ответственности не хватает?»

Пример: знакомый управленец поделился историей. На их предприятии давно и усердно трудился мужчина, заведовал хозяйственной частью и постоянно был недоволен тем, что его скромный труд не замечают. Когда организация начала расти, ему предложили обучение за счет компании и руководящую должность в материально-техническом отделе. Это вызвало неожиданную реакцию с его стороны: «Вы нагрузите меня работой, заставите ходить на совещания, набирать штат, а я и без этого зашиваюсь». Иначе говоря, обе стороны медали ему пришлись не по душе.

Заговорщик

Все, ради чего такие люди ходят на работу, — это собрать информацию о жизни сотрудников, приукрасить, распространить, найти причину невзлюбить коллегу, настроить окружающих против человека и неистово радоваться ситуации. Увы, такие персонажи есть почти в каждом коллективе, и, как говорят психологи, перевоспитать их очень сложно.

Пример: в одной компании мы помогали внедрять наше решение, чтобы установить причину текучести кадров. Анализ полученных данных ничего не показал, а вот личное общение с персоналом бэк-офиса помогло установить, что старший сотрудник отдела бухгалтерского учета создала невыносимые — в моральном плане — условия труда для молодых, вновь пришедших сотрудников. В результате некоторые из них вы выдерживали долгое пребывание в такой атмосфере.

Что делать?

Для начала рассмотрим данную ситуацию с позиции сотрудников, которым приходится ежедневно сталкиваться с токсичными коллегами:

А теперь поговорим о том, как действовать руководителям в ситуации, когда негативное влияние токсичных сотрудников становится заметным не только команде или вам, но и клиентам:

Стоит помнить, что сотрудники очень живо реагируют на все происходящее в компании. Настроения в коллективе во многом зависят от комплексного подхода в работе с персоналом. Сделайте так, чтобы сотрудникам было комфортно и уютно в офисе; пусть они чувствуют заботу, внимание и справедливое отношение к своему вкладу в развитие общего дела.

Корпоративная месть. Она существует?


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: