3 традиционных заблуждения о маркетинге
Некоторые стартапы относятся к маркетингу как к непозволительной роскоши. По данным Ассоциации малого бизнеса, молодые предприятия выделяют на свое продвижение только 1% от дохода, тогда как аналитики рекомендует откладывать на эти цели 7-8%. Соучредитель SchoolSafe Тиффани Делмор считает такое поведение компаний ошибочным. В качестве аргумента эксперт приводит данные исследования Nielsen, которые говорят о том, что средняя прибыль на 1 вложенный в маркетинг доллар составляет $1,09. И это только по скромным подсчетам. Когда фирма тратит чуть больше усилий на стратегию по продвижению, то может рассчитывать на более серьезную прибыль. По мнению Делмор, у предпринимателей есть три основных заблуждения, касающиеся роли маркетинга в современном бизнесе.
Заблуждение №1 — Мне не нужен маркетинг
Многие владельцы малого бизнеса заявляют о том, что им не нужен маркетинг, поскольку их сила заключается в качестве продукта и способности удовлетворять запросы потребителей. По словам Делмор, на начальном этапе некоторые компании действительно пользуются поддержкой локальных покупателей, напрямую общаются с клиентами и полагаются на эффект сарафанного радио, способного укрепить их репутацию. Когда такие организации достигают роста продаж, менеджеры могут убедить себя в том, что маркетинг не сыграл никакой роли при достижении успеха. Более того, им кажется, что заложенные на продвижение средства лучше перераспределить в пользу улучшения качества продукта.
Способен ли малый бизнес продержаться без маркетинга? Теоретически да, но недолго. «Экономящие на продвижении компании проигрывают организациям, инвестирующим в рекламу. Многие бизнесмены, потерпевшие неудачу на начальном этапе, сожалеют о том, что не потратили достаточно средств на маркетинг, стратегию и управление брендом», — отмечает Делмор. По мнению предпринимателя, ключ к успеху заключается в том, чтобы в определенных бюджетных рамках построить эффективную кампанию для стартапа. На текущий момент этого проще добиться благодаря цифровым технологиям. Среди основных инструментов, которыми пользуются современные бизнесмены, можно выделить следующие:
- таргетированная реклама в соцсетях (Facebook, Instagram, «ВКонтакте»);
- контекстная реклама в «Яндексе» и Google;
- контент-маркетинг (разработка сайта, лендинга, статей и видеоконтента, а также seo-оптимизация);
- SMM в соцсетях и на Youtube (создание сообществ, размещение рекламы, работа с инфлюенсерами).
Заблуждение №2 — Эффективность маркетинга невозможно просчитать
Многие стартапы, инвестирующие в маркетинг, не имеют представления о том, каким образом о них узнают клиенты. Им трудно определить, зашел ли пользователь к ним на сайт случайно, по рекомендации друга или по клику на рекламный баннер. Как отмечает Делмор, для таких предпринимателей маркетинговые показатели окутаны тайной, поскольку они не пользуются инструментами подсчета. По данным Digital Examiner, 45% компаний не могут определить эффективность своих вложений в цифровую рекламу. Это означает, что организации тратят деньги впустую.
«Ключевым фактором успеха является принятие обоснованных решений. Например, если вы развиваете какую-либо услугу, но траты на нее превосходят доходы, то вы найдете ей замену. Если покупка материалов (дерева для производства столов) обходится вам слишком дорого, вы подыщите другие, более дешевые. Также вы избавитесь от сотрудников, которые приносят только убытки», — подчеркивает Делмор. В этом плане маркетинг ничем не отличается от других аспектов бизнеса. Вы не сможете улучшить его эффективность, если не будете знать, какую пользу он приносит на текущий момент. Чтобы отследить рентабельность вложений и повысить свои показатели, можно воспользоваться специальными программами, помогающими автоматизировать весь процесс: например, GetResponse, Carrot Quest, Callibri или YUcrm (для сферы недвижимости).
Заблуждение №3 — Я не могу позволить себе качественный маркетинг
Осознающие необходимость и ценность маркетинга предприниматели зачастую становятся жертвами еще одного заблуждения: они считают, что не могут позволить себе качественные услуги в этой сфере. По их мнению, они зажаты между двумя вариантами:
- самостоятельное продвижение компании. Этот шаг позволит сэкономить средства, однако может обернуться тратой временных ресурсов и впоследствии провалом из-за недостатка опыта;
- найм местного маркетолога. Желание поддержать локальную компанию похвально, однако вы можете с одинаковой долей вероятности получить как квалифицированного специалиста, так и некомпетентного работника.
По мнению Делмор, мнение о том, что бизнесмены обречены сделать выбор только из двух указанных вариантов, является ложным. Например, компании могут заручиться поддержкой обучающих онлайн-программ, в рамках которой они получат необходимые маркетинговые знания и возможность сразу же применить их на практике под руководством наставника. Благодаря такой системе владельцы бизнеса способны более грамотно составлять рекламный бюджет и привлекать к сотрудничеству подрядчиков, которые действительно будут полезны при продвижении, а не просто выкачают деньги из компании.
Как отмечает Делмор, бизнесменам легко стать жертвой заблуждений относительно ценности, эффективности и качества маркетинговых услуг. Зачастую это происходит из-за недостатка информации и из-за нежелания получать знания в данной сфере. При этом пока одни предприниматели пребывают в мире иллюзий, другие успешно инвестируют в маркетинг и добиваются роста продаж.