Родион Махов
Родион Махов
25 августа 2023

Корнелиус Вандербильт: бесцеремонный, грубый, воинственный… и бизнесмен

Сегодня мы поговорим о персоне довольно неоднозначной, что лишь делает этого человека личностью еще более занимательной. Корнелиус Вандербильт сумел основать судоходную компанию в возрасте всего 16 лет. Свой бизнес он начал, имея лишь одну лодку, но вскоре это начинание переросло в судоходную компанию, которая впоследствии контролировала все судоходство по реке Гудзон, а в более поздние годы жизни этот человек наладил железнодорожное сообщение между Нью-Йорком и Чикаго. К моменту смерти Корнелиус накопил самое большое состояние в США, и по сей день, говоря об этом человеке, историки сходятся лишь в одном — может, он и не самый лучший человек, но бизнесмен – отменный.

Ранние годы

Детство Вандербильта проходило под родительским надзором: отец привил резкость и прямолинейность, а мать — бережливость и трудолюбие. В 11 лет будущий миллионер бросает школу и начинает работать вместе со своим отцом, перевозя грузы и пассажиров между Статен-Айлендом и Манхэттеном. Ходят легенды, что уже в возрасте 16 лет Вандербильт управлял двухмачтовым парусным судном. С юных лет предприниматель отличался агрессивным подходом к маркетингу, хитростью в вопросе заключения сделок и подрывной деятельностью в отношении своих конкурентов — такая манера вести бизнес станет его визитной карточкой на протяжении всей жизни. Тем не менее уже в первый год работы Корнелиус заработал свою первую тысячу долларов, а к 18 годам заключил контракт с правительством США на снабжение соседних аванпостов во время войны 1812 года. Как и подобает настоящему предпринимателю, ум судовладельца желал познавать свое ремесло, и в дальнейшем, как его называли современники, «воинственный плут» изучит искусство кораблестроения и навигации в открытой воде. К концу гражданской войны в его распоряжении был небольшой флот лодок, оборотный капитал в размере 10 000 долларов и прозвище «Коммодор» (Воинское звание офицерского состава военно-морских сил в различных странах. Выше звания капитана и ниже контр-адмирала, прим.), которое он был рад принять.

Семейная жизнь. Неоднозначная

19 декабря 1813 года ознаменовалось для родителей Корнелиуса событием, которое в контексте выбора их сына радостным назвать вряд ли получится, — Вандербильт женился на своей двоюродной сестре Софии Джонсон. Но, несмотря на это, у пары родилось 13 детей, 11 из которых дожили до совершеннолетия, а для тех лет показатель этот очень высокий. И пусть бизнесменом Корнелиус был успешным, но стать хорошим отцом и мужем ему не удалось: будучи женоненавистником, все свое внимание он уделял сыновьям, дочерей же по большей части игнорировал. Но и не всем мальчикам везло, ведь по слухам Вандербильт дважды отправлял своего сына Корнелиуса Иеремию в сумасшедший дом. Ну а о постоянных изменах с дамами, чей уровень социальной ответственности ниже положенного, не стоит и упоминать.

Судоходная империя

Вандербильт осознавал весь потенциал технологий и, чтобы обучаться новому, стал партнером Томаса Гиббонса в Union Line. За время совместной работы Корнелиус научился управлять компанией, разобрался с тем, как совершать те или иные коммерческие операции, вник в юридическое дело. В 1826 году Томас Гиббонс умер и «Коммодор» возжелал купить компанию, но сын Гиббонса продавать ее не стал, тогда наш герой приобрел несколько лодок и основал диспетчерскую линию, курсирующую между Нью-Йорком и Филадельфией.

Позже Вандербильт прославился благодаря своей деловой хватке, в 1830-е годы он организовал судоходные линии в районе Нью-Йорка, предложив первоклассный сервис за смешные деньги, оставив таким образом своих конкурентов практически без работы. В итоге он оказался настолько хорош, что ему заплатили деньги, лишь бы Корнелиус перенес свою деятельность в другое место. Так он и поступил, начав работать на реке Гудзон, где познакомился с «Ассоциацией пароходов реки Гудзон» — монополистами, что не стало проблемой. Назвавшись «Народной линией», предоставляя дешевые услуги, он вновь вынудил конкурентов пойти на соглашение, но на этот раз ему предложили 100 000 долларов и ежегодные выплаты в размере 5 000 долларов. Кстати, подобный ход мысли и бизнес-модель как раз-таки позволили Вандербильту стать миллионером.

Несмотря на состояние, местная элита не жаждала принимать грубого и некультурного предпринимателя в свои ряды, считая его недостаточно утонченным. Его почерк был некрасивым, ужасным и неразборчивым с кучей грамматических ошибок, а речь пропитана ненормативной лексикой. Но было ли ему до этого дело? Корнелиус презирал хвастовство, жил жизнью относительно простой и, несмотря на свое состояние, человеком был крайне дисциплинированным. Единственное, в чем его можно было считать излишне расточительным, — племенные лошади.

В 1851 году Вандербильт вновь расширился, выбрав идеальное время и место. Так, основав компанию Accessory Transit Company, которая занималась перевозкой пассажиров из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Никарагуанский перешеек, он попал в период «золотой лихорадки», благодаря чему спрос на его услуги был просто огромным. По классике, к 1852 году конкуренты предложили Корнелиусу 40 000 долларов в месяц за прекращение своей деятельности. Быть крутым и создать империю – неплохо. Быть настолько крутым, что конкуренты готовы платить, лишь бы ты не работал – идеально.

А еще этот джентльмен был довольно высокого роста, более 180 см, любил кулачные бои и принимал в них активное участие уже после 50-ти лет! Представьте, что получалось на выходе в сочетании с весьма вспыльчивым характером.

Железные дороги

К 1864 году Корнелиус ушел из судоходства и, накопив состояние в почти 30 миллионов долларов, в возрасте 70 лет обратил свой взор на железные дороги, купив впоследствии железнодорожные линии Нью-Йорка, Гарлема и Гудзона. Позже «Коммодор» совершил поступок воистину ужасный, отказав во время суровой зимы принять пассажиров и грузы с центрального вокзала Нью-Йорка, тем самым отрезав людей от сообщения с западными городами. Но сделал он это не просто так, ведь те ветки, по которым осуществляли сообщения его конкуренты, промерзли, ввиду чего владельцы Центральной железной дороги были вынуждены продать Вандербильту контрольный пакет акций, лишь бы разрешить сложившуюся ситуацию. В итоге он стал монополистом, укрепил контроль над железнодорожным сообщением, вместе с тем, произведя революцию в логистике, стандартизировал маршруты, расписание, работу на вокзалах, тем самым, увеличив эффективность работы служащих на станциях, сократил время в пути, ускорив доставку товаров и грузов.

Последние годы

Назвать Вандербильта меценатом вряд ли получится, но к концу жизни, после знакомства с преподобным Холландом Ниммонсом Мактайером, «Коммодор» пожертвовал 1 миллион долларов на методистский университет в Теннесси, который впоследствии станет Университетом Вандербильта. В 1876 году Корнелиус заболел и, не изменяя своему характеру, оказался очень непростым пациентом: злился на врачей, называл их «дряхлыми старухами», любил отчитать журналистов, постоянно дежуривших около его дома. Его болезнь связывают с сифилисом, что неудивительно, ведь наш герой любил общество ветреных дам.

Корнелиус завещал 90 миллионов долларов, большую часть своего состояния, сыну Уильяму Генри. Болезненный Корнелиус Иеремия получил трастовый фонд в размере 200 000 долларов, жена и дочери предположительно получили суммы от 200 000 до 500 000 долларов, а также имущество и акции. По сегодняшним меркам состояние «Коммандора» могло составлять более 200 миллиардов долларов, что сделало бы его вторым самым богатым американцем после Джона Рокфеллера.