Карьера
18 ноября, 2019

Выгорание на работе: с чем связано и почему его нельзя игнорировать

С выгоранием на работе время от времени сталкивается каждый второй работник. Каждый четвертый — постоянно.

Стресс — от латинского stringere, означает «стягивать», «крепко сжимать», что само себе не так плохо. Стресс в умеренной дозе может сделать человека сильнее, счастливее и здоровее. Тем не менее хронический стресс, напротив, вызывает беспокойство, отрешенность и усталость, которые в конечном счете приводят к эмоциональному истощению. Подобное состояние нередко становится результатом трудовой деятельности, в рамках которой человек не соотносит объем возложенных на себя обязательств с имеющимися для их выполнения ресурсами. В итоге наступает выгорание, после которого вернуть себе прежний ритм работы становится либо очень тяжело, либо невозможно вовсе.

Выгорание — болезнь 21-го века

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), практически каждый пятый подросток и каждый четвертый взрослый сталкивается с выгоранием в определенный момент своей жизни. В развитых странах, где эта проблема является наиболее распространенной, ВОЗ включила выгорание в список глобально признанных заболеваний. Определив его синдромом «хронического стресса на рабочем месте», организация подтверждает негативные последствия перегорания для сотрудников: «понижение умственной активности и, как следствие, профессиональной эффективности».

Опрос Gallup, в котором приняли участие 7,5 тыс. человек, показал, что постоянное или очень частое чувство усталости на работе испытывает каждый четвертый сотрудник. В то время как почти половина работающих людей переживают подобное состояние периодически. Данная проблема особенно остро стоит среди молодого поколения. Согласно исследованию Deloitte, 84% миллениалов хотя бы раз испытывали выгорание на своей текущей работе. Причем женщины страдают от эмоционального истощения чаще, чем их коллеги-мужчины.

Почему так много людей недовольны своей работой

Предпосылки выгорания

Мы живем в высокоскоростном мире, в котором гаджеты, современные системы связи и социальные сети делают нас быстрее, умнее и эффективнее. Но в то же время цифровизация жизни провоцирует острую индивидуальную изоляцию: человек начинает реже взаимодействовать с другими людьми и окружающей его средой, подвергаясь синдрому упущенной выгоды — навязчивое опасение пропустить важное событие в интернете.

Многократные медицинские исследования доказывают, что живое общение и физическая связь с миром позитивно влияют как на эмоциональное состояние человека, так и на его здоровье. И напротив, когда мы утрачиваем подобное взаимодействие, депрессия и выгорание происходят с нами гораздо чаще. При этом технологизация рабочих процессов заставляет бизнес повышать требования к сотрудникам. Возможно, именно на стыке двух этих факторов выгорание проявляется наиболее сильно: с одной стороны — десоциализация человека, с другой — интенсивное погружение в работу.

Но решение данной проблемы заключается не в преломлении существующих трендов, а в превентивной модели менеджмента. То же исследование Gallup в качестве главных факторов выгорания указывает не тяжелый труд и высокую производительность, а неграмотное управление и отсутствие необходимого лечения.

В этом смысле выгореть может каждый сотрудник — даже тот, который в целом удовлетворен своей работой. Но чрезмерно большая нагрузка в неоправданно сжатые сроки, отсутствие четких установок и поддержки со стороны руководства исключают шансы работника на эмоциональное равновесие. Так, один из случаев описывает ситуацию, когда девушка выражала абсолютную удовлетворенность своими профессиональными обязанностями, что подтверждалось ее непоколебимой готовностью вставать на работу каждый день в 6 часов утра. Но когда босс, воспользовавшись трудолюбием подчиненной, стал возлагать на нее еще больше обязанностей и все чаще требовать задерживаться на работе, она не выдержала. Результат: упадок сил, уменьшенная производительность, увольнение.

Сотрудники, обладающие достаточным количеством времени для выполнения своих профессиональных обязанностей, согласно статистике, подвержены выгоранию на 70% меньше. В то же время человек, чувствующий несправедливое отношение со стороны начальства, имеет шанс выгореть на работе в 2,3 раза выше остальных. И именно служебная среда, как правило, обладает наименее приспособленными условиями для предотвращения эмоциональной нагрузки: только 27% руководителей прикладывают усилия для борьбы с выгоранием своих подчиненных, и лишь каждый третий сотрудник готов оказать при этом необходимую поддержку коллеге.

Что касается превалирующего показателя женского выгорания — здесь к вышеупомянутым добавляются факторы, находящиеся за рамками контроля работодателя. В числе главных: низкая самооценка и преобладающее количество обязанностей в быту. Однако значительный вклад в выгорание женщин оказывают неблагоприятные условия труда, выраженные меньшими возможностями для профессионального роста и более частым выполнением рутинной работы с низким уровнем полномочий.

Противодействие страху

Сложность борьбы с выгоранием укореняется в базовом восприятии данного явления. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, обычно не говорят о своем состоянии, ссылаясь на стыд или боязнь выговора. Тенденция страха блокирует раннее выявление данного расстройства и делает реинтеграцию профессиональной эффективности еще более сложной.

Если вы чувствуете эмоциональное, психологическое или физическое истощение, которое выражается обеспокоенностью, озлобленностью и отсутствием мотивации, — самое время задать себе несколько вопросов. Иначе это может привести к панике, проблемам с пищеварением, сердечным заболеваниям, расстройствам иммунной системы, мигрени, депрессии. По мере того, как мы продолжаем эксплуатировать цифровые технологии в решении профессиональных задач и гордиться полученными возможностями, необходимо не забывать, что ключевым элементом развития остается человек. В этом смысле только сохранение его интересов прокладывает путь к наиболее стабильной и эффективной работе.

Как перестать прокрастинировать на работе и оставаться продуктивным


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: