Анна Жуковская
Анна Жуковская
28 марта 2024

Какие ограничения работодатель может вводить для сотрудников

Во многих организациях существуют свои требования и ограничения для персонала, например где-то необходимо соблюдать дресс-код, кому-то нельзя использовать социальные сети в рабочее время. Однако некоторые запреты работодателя противоречат ТК РФ, поэтому являются недопустимыми. Поговорим о том, какие ограничения допустимы, а какие могут привести к судебным спорам.

Следить за одеждой и не использовать нецензурную лексику

Именно такие требования к сотрудникам довольно часто можно встретить со стороны руководства разных компаний — об этом говорят данные исследования сервиса «Работа.ру», проведенного в марте 2024 года, результат которого появился на сайте пресс-службы организации.
Около половины респондентов (точнее, 48%) заявили, что не сталкивались с ограничениями на месте работы, однако другие участники опроса подтвердили, что в некоторых сферах запреты встречаются достаточно часто, например в производственной и транспортной отраслях.

Если говорить о наиболее популярных ограничениях, то к ним относятся требования по части дресс-кода (отметили 19% опрошенных), запрет питания на рабочем месте (заявили 15% респондентов) и недопустимость применения нецензурных выражений (указали 13% участников исследования). Кроме того, не очень лояльны работодатели к сотрудникам, которые в рабочее время отвлекаются на мобильный телефон, посещают соцсети и курят.

Что касается работников, более половины респондентов заявили, что им несложно соблюдать требования руководства (56% респондентов), а вот 23% опрошенных высказались против каких-либо запретов.

На самом деле в некоторых компаниях встречаются и дополнительные ограничения, например иногда работодатели запрещают членам команды обсуждать друг с другом размер заработной платы, работать по совместительству в других компаниях или у конкурентов, разглашать сведения, относящиеся к коммерческой тайне, ограничивают продолжительность обеденного перерыва и не только. Некоторые требования являются незаконными и ограничивают права сотрудников, поэтому при внесении каких-либо дополнительных данных в трудовой договор стоит убедиться в том, есть ли у компании право на подобные ограничения.

Что можно и нельзя запрещать сотрудникам

Вообще, работодатель имеет возможность дополнить договор о трудоустройстве отдельными пунктами, прописывающими права и обязанности работников, связанные с особенностями деятельности фирмы. Кроме того, отдельные правила «жизни компании» могут быть вынесены в особые документы, которые называются локальными нормативными актами. Но есть одно правило: данные дополнения не могут противоречить основным требованиям ТК РФ и каким-либо образом ограничивать права и возможности сотрудников компании.

Какие запреты и требования допустимы со стороны работодателя:

  • Использовать мобильный телефон в рабочее время — подобный запрет может быть обозначен в локальном нормативном акте, так же как и меры, предусмотренные за его нарушение. Работодатель вправе определить, во время какой конкретно деятельности необходимо убрать гаджет, например в процессе выполнения производственных работ с высоким уровнем опасности и т. д.
  • Запрет на разглашение сведений, которые относятся к коммерческой тайне, — допустим, касающиеся финансовых показателей компании, технологий производства, клиентской базы и не только. Они определяются отдельным документом NDA, который сотрудники изучают и подписывают при трудоустройстве.
  • Соблюдать дресс-код — он может быть установлен в связи с обеспечением безопасности сотрудников или для поддержания единого стиля работников компании, создания определенной атмосферы на рабочем месте и т. д. Такие требования также необходимо указать отдельно в трудовом договоре или иных внутренних документах компании.

Какие запреты недопустимы со стороны работодателя:

  • Ограничения на работу сотрудников в других организациях — например по совместительству. Даже если такой пункт прописан в трудовом договоре, работники, не занимающие руководящую должность, не обязаны его соблюдать — во внерабочее время они имеют право трудиться в любых организациях. В том числе у конкурентов, так что по сути данный вопрос относится к сфере этики.
  • Запрет на обсуждение размера заработной платы — подобный пункт со стороны работодателя периодически встречается в документах, однако для него нет оснований. Сотрудник может рассказывать о размере своей зарплаты кому угодно, включая коллег, так как данная информация не относится к коммерческой тайне.
  • Отменять обеденный перерыв — согласно ТК РФ, работодатель обязан его предоставить, и он должен составлять не более двух часов, но при необходимости его можно сократить до получаса. Однако полностью исключать время на обед недопустимо.
  • Запрет на разглашение сведений, которые не относятся к коммерческой тайне, так как их можно найти в открытом доступе — например: информация из учредительных документов, данные о количестве сотрудников в компании, долгах организации в части выплаты заработной платы работникам, информация об основных принципах оплаты труда, а также нарушениях работодателем требований законодательства.

5 шагов к построению системы адаптации персонала в компании

5 форматов корпоративного обучения, которые будут полезны вашим сотрудникам