Запуск,предпринимательство
06 июня, 2023

Как придумать идею для стартапа

От идеи к реальному проекту.

Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.

Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами, и обсудим многое другое. Сегодня говорим о том, как придумать стартап и притворить его в жизнь, а подробнее нам расскажет сооснователь технологической компании Михаил Шперлинг. Что удивительно, нашему гостю всего 16(!) лет, и в столь раннем возрасте этот юный джентльмен сумел добиться больших успехов в IT сфере.

Ты в таком молодом возрасте стал сооснователем крупного технологического стартапа, расскажи, как сегодня, когда уже придумано столько всего, можно родить интересную и нетривиальную идею?

Стартапы потому и привлекательны, что идеи рождаются буквально из пустоты. Можно вдохновиться любой вещью из тех, что нас окружают, и придумать проект, который будет окупаемым и интересным. В основном идея рождается из хобби или деятельности, которой вы занимаетесь на ежедневной основе в попытках оптимизировать свою деятельность.

Как вы пришли к созданию своей компании, вашей нейросети? Что вас сподвигло и смотивировало к этому? Какая-то личная «боль», которую надо было решить?

Это не столько «боль», нежели возможность. Изначально мы создали ИИ для написания продающих маркетинговых текстов, но со временем эта ниша стала заполняться очень быстро, тогда перешли к более практическому направлению, а именно — хотим внедрять искусственный интеллект уже с целью автоматизации бизнеса. А пришли ко всему этому через киберспорт. Несколько лет назад мы запустили проект, где знакомили игроков разного уровня между собой — это первый реальный опыт. Тогда мы были еще очень юны, друг вернулся к школьной жизни, а я параллельно со школой продолжил заниматься разработкой стартапов и присоединился к проекту моего нынешнего партнера. Начали разрабатывать очередное ИИ, с которым выиграли на саммите в Монреале.

Где искать инвесторов? Как предлагать свою идею, кому предлагать свою идею? Может,  стоит участвовать в конкурсе стартапов?

Большинство людей в России находятся в стадии поиска, которая называется «earling VP» (начало разработки проекта) — момент, когда очень сложно привлечь инвестиции в свой проект ввиду того, что вы сами не до конца знаете, насколько он будет эффективен. Так называемые «инвестиционные ангелы» не с большой охотой вкладывают свои средства в подобные стартапы. В нашей стране гораздо проще получать деньги от клиентов, нежели от спонсоров, но если вы все же избрали такой путь, то обратитесь к базам инвесторов. Просто берите и рассылайте свое предложение, персонализируйте его для каждого потенциального спонсора, нарабатывайте базу, получайте обратную связь, улучшайте презентацию и предложение, и если проект по-настоящему хороший, то рано или поздно вы получите свои деньги.

Какие есть этапы в построении стартапа от идеи до первых реальных денег?

Для начала я выделю несколько важных моментов: это экспертиза и мотивация, а также отсутствие тотального невезения.

Первый этап — в стартап верите только вы и больше никто, идея не отвалидирована, непонятно, кто за это будет платить. Я слышал очень интересную вещь о том, что если вам сразу же говорят «вау», то, скорее всего, идея не столь инновационна и ее где-то уже разрабатывают. Скепсис — это норма и то, с чем придется столкнуться в самом начале. После получения обратной связи вы дорабатываете свой проект и показываете его уже более крупным игрокам рынка. Каждая компания имеет свою уникальную историю, и так называемой единой формулы успеха нет. Самое важное — дожить до seed-раунда и нащупать потребность той ниши, которая нуждается в продукте.

Я слышал о позиции многих инвесторов, что они предпочитают вкладывать деньги в стартапы тех людей, у которых уже был опыт нескольких неудачных проектов. Почему так происходит?

Это совершенно нормально, так как вы вряд ли дважды совершите одну и ту же ошибку. Но обычно бывает так, что вкладываются не в тех людей, у которых все проекты абсолютно провальны, а в тех, у кого хотя бы один стартап немного, но «стрельнул». Есть фаундеры, которые сколько бы ни старались, у них не получится создать качественный продукт, все же тут важно не только понимание, но и, скажем так, «чуйка». Ошибки — это классно, и чем раньше вы их совершите, тем лучше будет, могу по себе сказать.

В стартап инвестировать довольно рискованно, как уговорить вложить деньги именно в тебя? Или же есть метрики, по которым можно что-то проанализировать?

Все зависит не только от метрик, важна команда, люди, которые помогли добиться конкретного результата. Тут речь и о разработчиках, и об инвесторах — должен произойти «мэтч». Инвестор может убить стартап, например, диктуя свои условия, и на этом можно очень сильно погореть. Как уговорить? Вкладываться в стартапы — всегда риск, и тут, как правило, одна инвестиция может окупить 10 предыдущих неудачных. Прямо уговаривать не надо, каждый бизнесмен в этом случае понимает, что он идет на риск, не нужно бегать и навязываться, наоборот, покажите, что мы проживем и без тебя, но с тобой нам будет лучше. С таким подходом у вас будет гораздо больше шансов.

Венчурные инвестиции — это просто тренд последних 15 лет или же реалии рынка, с которыми необходимо считаться?

В России венчурные инвестиции находятся в зачаточной стадии, но если смотреть на мир — это одно из основных направлений капиталовложения. Венчур всегда должен быть, чтобы могли существовать стартапы, развиваться технологии и новые проекты. Я надеюсь, что у нас это направление будет развиваться, так как есть по-настоящему классные представители этого направления.

Какими навыками и компетенциями нужно обладать, чтобы создать технологический стартап? Нужно ли обладать определенными компетенциями или же это не особо важно?

Необязательно, но профессиональный айтишник в команде, конечно же, должен быть. Если чувствуете, что двигаетесь в своем направлении, то развивайте проект. Ваша команда должна закрывать слабые стороны, и при расширении наберите столько людей, чтобы постепенно ваши обязанности могли делегироваться уже новым коллегам.

Софт скилы важны?

Да. Это тот монолит, который никуда не денется, так как вы должны уметь заинтересовать, найти точки соприкосновения с вашим «финансовым ангелом».

Сталкивался ли ты с проявлением эйджизма в общении с инвесторами?

Конечно, это было и не раз, и это нормально. Инвестор — такой же человек и к его сомнениям я должен относиться максимально спокойно, ну сказал, что я еще юный, и сказал.

В последние годы многие говорят об огромной роли личного бренда. Нужно ли развивать его в сфере стартапов? 

Я этим не занимаюсь, ведь если вы делаете все правильно, то известность и репутация придут и без раскрутки.  Если у вас есть 5 успешных проектов, которые принесли десятикратные прибыли, то да, вы можете начать строить бренд, основываясь на своей личности. Если же у вас один успешный проект, то притянуть инвестиции только на имя вряд ли получится. Также выдающийся фаундер сам диктует условия развития проекта, например, Илон Маск: стоит ему только сказать, что есть новая идея, как десятки фондов сами побегут инвестировать в этого человека.

Принято думать, что стартапы — это ниша, преимущественно относящаяся к IT. А есть ли еще сферы, где они могут существовать?

Конечно же, есть и иные направления, например, сфера хореки, но, скорее всего, речь будет идти о нововведениях, которые будут связаны с IT. Это уже вопрос самого фаундера.

Сильно ли тормозит процесс развития и работы удаленка? 

Конечно, сильно тормозит. Мне ближе работа в офисе — больше коммуникации, все общаются друг с другом, в конце концов, мы находимся в одном часовом поясе. Если сравнить с дистанционным обучением в школе, то из-за ковида мы были вынуждены перейти на такой формат, и мои результаты стали хуже. Не имея ни одной четверки до этого, сегодня я не могу вернуться на прежний уровень. При дистанционке страдает дисциплина, и вопрос самоорганизации стоит остро — дана она единицам, поэтому желательно, чтобы команда была в зоне досягаемости.

Ты сооснователь технологического стартапа, но даже школу не закончил, как ощущения?

Да никак. При наличии экспертности, понимания тенденций развития рынка почему бы не заниматься тем, в чем ты разбираешься? Да, есть ограничения, которые распространяются на несовершеннолетних, например, я не могу быть соучредителем в компании без согласия родителей, но, в общем, я ничего особенного не чувствую.

Ловушка основателя — есть ли она в твоей сфере и как в нее не попасть?

Она имеет место быть, когда фаундер считает, что ему по силам взять на себя сразу несколько компетенций и он сможет заменить целый ряд специалистов, тогда излишняя авторитарность приведет к тому, что с ним не захотят работать.  Чтобы не попасть в эту ловушку, прислушивайтесь к мнению тех, кто для вас является авторитетом, экспертом и профессионалом. Если разом несколько человек бьют тревогу и рекомендуют отказаться от проекта, то, возможно, так и стоит поступить.

Я слышал, что у стартапа есть определенные особенности управления, не присущие классическим компаниям. Даже когда проект разрастается до уровня огромной компании, например, «Тесла», то эта особенность никуда не уходит. Как относишься к подобному явлению? Это проблема или особенности построения внутренней работы?

Это вообще не проблема. Если компании могут работать, не перестраиваясь, то пусть так и будет, ведь классическая схема может их просто уничтожить. Зачем что-то менять, если внутренние системы отлично сосуществуют и взаимодействуют друг с другом.

Давай более подробно разберем этапы роста стартапа, из чего они состоят?

В первую очередь вы должны понять, нужную ли вы вещь делаете. Далее идет оценка идеи сторонними лицами, но в случае критики относитесь к этому как к данности, старайтесь почерпнуть что-то важное и не теряйте настрой в случае негативных оценок. Далее вы тестируете, нужен ли ваш продукт обществу, людям. После этого заходят инвестиции и начинается масштабирование, рост компании. После вы выходите на стадию пре-IPO, и то, до чего доживает лишь 1 проект из миллиона, — выход на IPO.

Топ 5 проблем, с которыми чаще всего сталкиваются начинающие стартаперы?

  1. Переоценка или недооценка своей экспертизы
  2. Неспособность отвалидировать свою идею
  3. Отсутствие сильных экспертов в команде
  4. Неспособность продать идею, продукт
  5. Ненужная токсичность

Что бы ты посоветовал начинающим стартаперам?

Будь уверенным, но не самоуверенным, слушай умных людей, готовься к тому, что поначалу будет очень тяжело.

Спонсор сезона — компания INTERNATIONAL EXPERT. Гражданство Евросоюза и бизнес-иммиграция в Европу с компанией INTERNATIONAL EXPERT — это легко

Слушай подкаст Hussle на платформах Яндекс Музыка, Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: