Анна Жуковская
Анна Жуковская
14 марта 2024

Что такое бизнес-инкубатор и для чего он начинающим предпринимателям

Молодым предпринимателям и компаниям в начале пути часто нужна поддержка. Например, консультации более опытных экспертов, полезные контакты, помощь с расходами. Такие вопросы часто можно решить с помощью бизнес-инкубаторов. В статье рассмотрим, как они работают и что нужно сделать, чтобы стать их резидентом.

Помощь на старте

По данным опроса ВЦИОМ, опубликованного в мае 2023 года, молодежь в возрасте от 18 до 24 лет выражает наибольшую заинтересованность в том, чтобы открыть свое дело. В свою очередь, государство разрабатывает программы поддержки бизнеса. Поэтому вполне закономерно, что количество предпринимателей постепенно увеличивается. Так, по данным того же опроса ВЦИОМ, за минувшие 15 лет их число выросло с 4% до 8%. То есть в два раза.

Довольно часто на старте проекта начинающие бизнесмены сталкиваются с разными трудностями. Например, не понимают, какой формат налогообложения выбрать, как юридически корректно работать в выбранной сфере деятельности, где искать клиентов, как найти финансовую поддержку. Кроме того, многим из них нужны офисы, площадки для переговоров, помощь в совершенствовании бизнес-модели. И, конечно, инвестиции для развития.

Многие из данных задач могут помочь решить бизнес-инкубаторы — организации, которые на безвозмездной или доступной основе предлагают начинающим проектам различные услуги по поддержке и развитию. По сути, воспользовавшись ресурсами таких структур, начинающие предприниматели могут пройти путь от идеи до бизнес-старта и привлечения инвестиционных средств в развитие компании. То есть запустить свой проект, избежав большого количества ошибок.

В чём плюсы бизнес-инкубаторов?

  • Помогают минимизировать расходы. Например, на аренду помещения, оснащение рабочих мест. Как правило, в них есть коворкинг-зоны, конференц-залы, переговорные, где можно встречаться с командой или партнерами, проводить мероприятия и просто работать.
  • Позволяют на бесплатной основе получать консультационную помощь экспертов бизнес-инкубатора. Например, по менеджменту, маркетингу, юриспруденции. Резидентам помогают решить вопросы, связанные с продвижением бизнеса, доработкой идеи, налогообложением, юридической безопасностью. Также здесь можно найти ментора, который поможет избежать элементарных ошибок начинающих предпринимателей и минимизировать риски.
  • Дают возможность получить полезные контакты и даже привлечь финансы в свой проект. Обычно такие структуры помогают найти инвесторов, которым интересно поддерживать стартапы. Также в каких-то из бизнес-инкубаторов можно найти программы грантов для начинающих предпринимателей. Кроме того, такие организации — пространство для нетворкинга с другими резидентами.
  • Предлагают широкую программу полезных мероприятий: образовательные проекты, семинары, тренинги для резидентов, которые проходят на базе бизнес-инкубатора. Как правило, они поддерживаются государством, потому что их деятельность в конечном счете направлена на то, чтобы в стране открывались новые компании и появлялись рабочие места.

Бизнес-инкубаторы бывают разные

Их категории зависят от специализации и структуры. Например, существуют университетские бизнес-инкубаторы, чья деятельность направлена на поддержку студенческих предпринимательских идей. Они помогают резидентам доработать, «упаковать» свои проекты, оказывают экспертную поддержку, позволяют собрать команду.

Бывают инновационно-технологические бизнес-инкубаторы, в которые отбираются стартапы, у которых есть инновационная идея. Их участники получают доступ к ресурсам исследовательских лабораторий, научных центров, чтобы разработать продукт, востребованный на рынке.

Иногда бизнес-инкубаторы специализируются на каких-то определенных направлениях. Например, биомедицина или IT-профиль. А порой работают с разными компаниями, помогая им пройти весь цикл развития: от идеи до поиска инвестиций и выхода на рынок.

Как попасть в бизнес-инкубатор

Стать резидентом можно, пройдя конкурсный отбор. По сути, необязательно иметь готовый проект. Некоторые приходят в бизнес-инкубатор с перспективной идеей, у которой есть большой потенциал.

  1. Важно определиться, резидентом какой из организаций вы хотите стать. Для этого нужно найти бизнес-инкубаторы в своем регионе и ознакомиться с перечнем направлений, экспертов и мер поддержки, которые они оказывают. После чего выбрать подходящий. Убедитесь, что ваш проект подходит под требования организации. Обычно они есть на сайте. Затем необходимо оставить заявку. Как правило, в ней нужно подробнее рассказать о своем проекте и объяснить, почему вы хотите стать резидентом именно выбранного бизнес-инкубатора.
  2. Следующий этап — очная встреча с представителями организации, где нужно более подробно представить проект и убедить сотрудников бизнес-инкубатора, что у него есть потенциал.
  3. Если вы вошли в число резидентов, используйте ресурсы организации по максимуму: участвуйте в мероприятиях, обращайтесь за помощью и консультациями, общайтесь с другими участниками, совершенствуйте проект. Такая деятельность помогает действительно усовершенствовать стартап, привлечь инвестиции и вырасти в успешную компанию.

Страхование сотрудников как признак сильного HR-бренда

«Уйти в айти»: какое направление данной сферы проще всего освоить с нуля