Константин Волков
Константин Волков
21 февраля 2020

Большой коллектив не значит большие возможности

Расширение бизнеса зачастую приводит к увеличению количества сотрудников в коллективе. Это естественный рост, дающий компании возможность эффективно работать. При этом далеко не каждый предприниматель мечтает о корпорации с сотнями подчиненных. К примеру, основатель и технический директор онлайн-платформы JotForm Айтекин Танк на собственном опыте понял силу и эффективность небольшой команды. Бизнесмен любит вспоминать старую поговорку: «Бульон испортится, если его готовит много поваров». Он считает, что в коллективе принимать решения должны один-два человека. Когда организация обрастает руководителями отделов и у каждого есть право голоса, компания рискует остановиться в развитии.

Преимущества небольшой команды

«Когда я запускал свой стартап, то хотел, во-первых, приобрести навыки, необходимые для достижения успеха, а во-вторых, старался не привлекать внешних инвесторов, — вспоминает Танк. — Это означало, что я как генеральный директор должен был обойтись небольшой командой». Маленький состав позволил понять предпринимателю, насколько важным является умение объединить вокруг одной цели людей с разными ценностями. По заявлению Танка, он не смог бы осознать этого, работая в крупной организации с несколькими соучредителями и инвесторами.

Генеральный директор Alpha Software Ричард Рабинс считает, что небольшие команды имеют важное преимущество: на организацию их работы не нужно тратить много средств и, кроме того, ими проще управлять. «Когда принимающий решения состав разрастается, то отдельным голосам легко затеряться в общей массе, — отмечает бизнесмен. — Более того, из-за разногласий топ-менеджеров команда может лишиться единого стиля руководства».

Танк рассказывает, что в его компании сотрудники разбиваются на небольшие многофункциональные группы. Для предпринимателя не имеют значения должности его подчиненных — для него важно, чтобы сотрудники всегда демонстрировали гибкость и умение сотрудничать.

Участники маленького коллектива видят картину целиком

По мнению технического директора JotForm, маленькая команда с универсальными специалистами более прибыльна, чем большая группа узконаправленных сотрудников: «Я бы предпочел работать с одним таким человеком, как Леонардо да Винчи, эрудитом, который не посвящает себя единственному призванию. Это лучше, чем внедрять в коллектив несколько руководителей, каждый из которых сфокусирован только на одной области».

Глава iFixit Кайл Винс считает, что узконаправленные специалисты часто становятся заложниками собственной точки зрения. Они не в состоянии посмотреть на проблему с разных сторон, тогда как в работе необходимы люди, умеющие увидеть общую картину. По этой причине Танк рекомендует руководителям небольших компаний постоянно получать знания в новых областях.

Маленький состав способен фокусироваться на общей цели

Все руководство компании обязано придерживаться единого направления, иначе организация замедлит свое развитие. Этого особенно трудно добиться, если в коллективе работают люди с разными ценностями и приоритетами. Из-за них команда может лишиться стабильного управления и потерять цель. «Нет ничего хуже, чем конфликтующие между собой начальники, жаждущие внимания и признания», — отмечает Танк. Также бизнесмен напоминает об эффекте Рингельмана — ситуации, при которой личная продуктивность отдельных членов группы снижается по мере ее расширения. Согласно теории, это происходит в тот момент, когда человек перестает нести ответственность за общее дело.

В небольших командах каждый участник отвечает за свою часть работы, что позволяет ему более быстро и эффективно справляться с задачей. Для поддержания креативности и продуктивности в коллективе основатель JotForm рекомендует пользоваться «правилом двух пицц», о котором рассказал генеральный директор Amazon Джефф Безос. По мнению миллиардера, размер коллектива для решения одной задачи должен быть таким, чтобы на обед им хватало две пиццы на всех. Чем меньше команда, заключает Безос, тем лучше она придерживается рабочего графика, проще общается и быстрее генерирует идеи.

В небольшой команде устанавливаются прозрачные отношения

Участникам небольшой команды проще понимать друг друга, а общение в таком коллективе становится более упорядоченным. Если компании необходимо принять решение, то сотрудники могут быстро собраться, обсудить варианты и выделить среди них наиболее оптимальный.

Также, подчеркивает Танк, между работниками устанавливаются личные отношения, что повышает их уровень уважения друг к другу. Когда каждый человек использует свои навыки для достижения общей цели, команда быстрее решает проблемы, что в конечном счете положительно сказывается на прибыли. Кроме того, руководителю проще определить вклад каждого участника и наградить его по заслугам.

Меньше сотрудников — меньше расходы

«Чем больше в компании руководителей, тем больше в ней бюрократии и хаоса», — считает партнер инвестиционной компании Battery Ventures Рассел Флейшер. По мнению бизнесмена, из-за этого организация медленнее принимает ключевые решения. Еще хуже обстоят дела, когда один из руководителей ставит во главу угла потребности своего отдела, мешая тем самым работе других направлений.

Танк подчеркивает: «Когда компания не перегружена людьми, принимающими ключевые решения, сотрудники более продуктивно тратят свое время и энергию. При этом сами руководители остаются более мотивированными и вовлеченными в процесс, что позволяет экономить ресурсы и добиться большей эффективности. Такая ситуация является более выигрышной по сравнению с работой крупных компаний, где каждый сотрудник работает локально и не принимает активного участия в общих собраниях». Предприниматель считает, что в небольшом коллективе работники чувствуют себя не винтиками, а людьми, играющими важную роль. Работники стремятся продемонстрировать и реализовать свои навыки, что в итоге положительно сказывается на всех.

Стили общения сотрудников между собой