Константин Волков
Константин Волков
6 февраля 2020

Стили общения сотрудников между собой

Правильно выстроенное общение на работе влияет не только на отношения между сотрудниками, но и на финансовые показатели компании. По подсчетам консалтинговой фирмы The Grossman Group, опросившей работников 400 организаций с совокупным штатом более 100 тыс. человек, корпорации из-за слабой внутренней коммуникации теряют $62,4 млн в год. Сталкивающийся с подобными проблемами малый бизнес не несет столь ощутимые потери, однако и для него общение сотрудников между собой играет важную роль.

Писатель и основатель Leadership IQ Марк Мерфи выделяет 4 основных стиля общения внутри компании: аналитический, интуитивный, функциональный и личный. По его мнению, все они равнозначны, при этом осознание своего стиля помогает сотруднику лучше воспринимать и доносить информацию до других. В свою очередь руководителю необходимо разбираться в сильных и слабых сторонах каждого из них для налаживания эффективных внутренних коммуникаций.

Аналитический стиль

К представителям этого стиля относятся сотрудники, преимущественно работающие с графиками и данными. Они часто фокусируются на фактах и прогнозах, любят приводить статистику и цифры, а при принятии решений полагаются на проверенную информацию. «Аналитики» могут прийти в замешательство, если узнают, что кто-то из членов команды делает важный выбор, не принимая в расчет факты.

Плюсы стиля. Такие сотрудники могут быть полезными в трудную минуту, помогая принять решение на основе исследований, фактов и логики.

Минусы стиля. Порой люди с аналитическим стилем общения чрезмерно зациклены на точных данных, что делает их черствыми в глазах коллег.

Что делать его обладателям. Марк Мерфи рекомендует работникам с таким стилем общения быть более терпеливыми по отношению к коллегам, которые лишены аналитических способностей. При этом он советует использовать данный навык во время совещаний или презентаций, когда эмоциональные доводы необходимо подкрепить конкретными данными. Приведенные цифры и статистика позволят дать более полное представление о предмете дискуссии.

Интуитивный стиль

Приверженцы этого стиля — корпоративные мыслители, которые стараются наскоком погрузиться в суть задачи, не забивая голову деталями. Они с трудом воспринимают пошаговое описание процесса, считая каждый пункт избыточной информацией.

Плюсы стиля. Эффективность «интуитов» заключается в том, что они сразу же отмечают ключевые аспекты. Они не тратят время на пустые разговоры, а общаются только по делу. Такие сотрудники получают удовольствие от новых вызовов и способны у себя в голове выстроить общую картину происходящего. По этим причинам интуитивно развитые работники являются незаменимыми участниками мозговых штурмов.

Минусы стиля. Некоторые задачи требуют более вдумчивого погружения в детали, на что не способны «интуиты». При отсутствии важной и актуальной на данный момент информации они могут упускать из виду ключевые моменты.

Что делать его обладателям. «Интуитам» трудно понять своих коллег, которые одержимы цифрами, статистикой и выполняют свою работу методично и строго по пунктам. Вот что Мерфи советует таким руководителям: «Если в вашем подчинении находятся работники с другим типом общения, то во время совещания попросите их говорить кратко, акцентируя внимание на самом главном. При этом стоит помнить, что некоторые сотрудники могут испытывать беспокойство, если вы не позволите им подтвердить свои слова точными данными».

Функциональный стиль

Сотрудников с этим стилем общения можно назвать людьми процесса: они любят разбивать крупные задачи на более мелкие и решать последние с помощью точных данных.

Плюсы стиля. Такие работники становятся лучшими менеджерами проекта. Они способны обращать внимание на множество деталей и стараются ничего не упускать из виду. Им не составляет труда составить план действий и следовать ему, удерживая в его рамках своих коллег. Также сотрудники с данным стилем общения умеют находить контраргументы на каждое рабочее предложение и помогать в поиске наиболее оптимальных вариантов.

Минусы стиля. Основной недостаток функционального стиля общения заключается в том, что коллегам с таким сотрудником может быть скучно. Из-за погружения в детали проекта они могут терять нить беседы.

Что делать его обладателям. Стиль общения «функциональных» сотрудников угнетает «интуитов»: они не хотят застревать в методичном подходе и стремятся как можно скорее добраться к сути. В этой ситуации Мерфи рекомендует поступить следующим образом: «Вначале кратко расскажите коллегам о сути проекта, а после пройдитесь по каждому пункту. Так вы сможете удержать внимание собравшихся. Во время обсуждения не фокусируйтесь на том, что уже произошло, а уделите больше времени предстоящим событиям».

Личный стиль

Мерфи называет сотрудников с таким стилем общения клеем, который скрепляет рабочие и личные связи внутри коллектива. Его приверженцы высоко ценят эмоции и чувства и используют свои навыки для налаживания доверительных отношений.

Плюсы стиля. Последователей личного стиля можно назвать корпоративными дипломатами, которые приходят на помощь в конфликтных ситуациях. Их вклад в жизнь коллектива может быть довольно разнообразным: от создания креативных идей до выполнения рутинной работы и заполнения продуктами офисного холодильника.

Минусы стиля. Такие люди могут выглядеть чрезмерно эмоциональными и обидчивыми, особенно в глазах более сдержанных сотрудников.

Что делать его обладателям. По мнению Марка Мерфи, тем, кто предпочитает личный стиль общения, стоит держать себя в руках: «Не все коллеги намерены откровенничать с вами. Кого-то может оттолкнуть ваше желание построить тесные отношения. Поэтому направьте силы на тех людей, которые готовы принять вас таким, какие вы есть».

Мерфи отмечает, что сочетание разных стилей общения создает в офисе уникальную рабочую среду. При этом если каждый сотрудник будет понимать свои особенности и особенности коллег, то члены команды смогут проще коммуницировать между собой, что приведет к общему успеху.

Офисный психотип: какие бывают работники и что их мотивирует