Рекрутеры и управленцы, находясь в поиске кандидатов на вакантные позиции, обычно обращают внимание не только на жесткие, но и на мягкие навыки соискателей. Однако удивительно то, что в последнее время в некоторых компаниях найм отдельных сотрудников происходит преимущественно с опорой на последние: то есть в приоритете личные качества и умение работника создать в коллективе особую атмосферу. Сегодня предлагаем разобраться, в чем суть данной тенденции и как найти кадры, чья сильная сторона — энергичность и умение поддерживать командный дух на рабочем месте. Сразу стоит оговориться, что такой подход не имеет места в тех сферах, где речь идет о жизни и безопасности людей — скорее, тут мы рассуждаем об ивент-направлениях и иных творческих профессиях, где от настроения в команде зависит ее работоспособность.
Кто такие personality hire на самом деле
Так обычно говорят о сотрудниках, найм которых основан не столько на их профессиональных компетенциях, сколько на личных качествах. Безусловно, данный критерий и так один из важных при поиске рекрутерами кандидатов на вакантные позиции, однако в таком подходе он является превалирующим над остальными.
Дело в том, что некоторое время назад в интернете начал появляться контент, где сотрудники зарубежных компаний рассказывали о том, что одна из их важных задач в организации, где они работают, — поддерживать в коллективе особую атмосферу, проявляя свои личные качества, например дружелюбие, энергичность, энтузиазм, умение выстраивать коммуникацию и т. д.
В частности, тема стала набирать охваты после того, как один интернет-пользователь разместил в TikTok свое видео на данную тему — а затем рекрутеры, управленцы и эксперты по работе с персоналом начали ее активно обсуждать. Нужно ли нанимать сотрудников, опираясь в основном на их личные качества, а не на профессиональные?
Отвечая на вопрос, стоит отметить преимущества данного подхода:
- Такие сотрудники позитивно влияют на формирование в команде позитивной атмосферы и помогают ее участникам выстраивать коммуникацию друг с другом, например с помощью мягких навыков сглаживая острые углы, предотвращая конфликты и предлагая нестандартные решения сложных ситуаций. Как следствие, в компании может снижаться текучесть кадров, повышаться вовлеченность сотрудников.
- Personality hire выводят общение с клиентами на новый уровень — обладая высоким уровнем эмпатии и навыками общения, предоставляют сервис более высокого качества. Они способны взглянуть на ситуацию глазами покупателей, проявить заинтересованность в решении проблем и выйти за рамки общепринятых стандартов, чтобы предложить чуть больше, чем принято.
- Работники, нанятые по такому принципу, легко обучаются новому, быстро адаптируются к изменениям и могут находить инновационные идеи для компании. Они обладают высоким уровнем энтузиазма, инициативны, готовы решать сложные задачи и браться за необычные проекты.
- Хорошо развитые мягкие навыки отлично дополняют жесткие и помогают более эффективно применять их в своей деятельности.
Специалисты в области работы с персоналом говорят о том, что такой подход к найму целесообразно применять для подбора кандидатов на позиции, где нужно взаимодействовать с другими членами команды или клиентами — например на должность бизнес-ассистента и личного помощника руководителя, SMM-менеджера, сотрудника службы поддержки клиентов и т. д.
Между тем рекрутеры уточняют, что подбор personality hire имеет свои минусы — например другие члены команды, обладающие более высоким уровнем компетенций, могут почувствовать несправедливость, работая рука об руку со специалистами с менее развитыми навыками и скромным опытом. Кроме того, такие сотрудники, ощущая свою ценность в части формирования в компании дружелюбной атмосферы и поддержания корпоративной культуры, могут пренебрежительно относиться к существующим правилам и даже непосредственным должностным обязанностям. Так что если вы понимаете, что вам бы не помешал personality hire работник, к его найму стоит подойти внимательно.
Что нужно учитывать при поиске personality hire сотрудников?
- Старайтесь не ориентироваться исключительно на мягкие навыки — это поможет избежать возможных трудностей впоследствии. У кандидата должны быть компетенции и опыт работы на той должности, на которую он претендует, в противном случае существует риск возникновения в коллективе проблем, связанных с несправедливым распределением ответственности между членами команды. Задавайте профильные вопросы, спрашивайте о кейсах и учитывайте их при отборе. Отсутствие навыков и добрый нрав — не лучшее сочетание для работодателя.
- Убедитесь в том, что сотрудник, которого вы рассматриваете, разделяет корпоративные ценности и культуру компании, в противном случае вместо поддержания командного духа, урегулирования сложностей и создания на рабочем месте позитивной атмосферы он быстро станет «демотиватором» всех остальных работников.
- Постарайтесь понять, обладает ли соискатель теми мягкими навыками, которые требуются для работы именно в вашей организации на вакантной позиции — например, если ищете сотрудника в SMM-команду, приоритетом может стать способность креативно отвечать на комментарии, поддерживать коммуникацию с пользователями в непринужденном формате. А при подборе личного помощника руководителя важнее будет его способность к самоорганизации, планированию, умению мыслить на перспективу и т. д.
- Вне зависимости от занимаемой позиции personality hire, пропишите должностную инструкцию с полным перечнем обязанностей, которые сотрудник будет выполнять. Это поможет вам направить его деятельность в конструктивное русло и отслеживать эффективность труда.
Привлекать и удерживать: специфика работы с сотрудниками-зумерами
Сокращение сотрудников: к чему готовиться и кого увольнять нельзя