Кадры
27 марта, 2020

Интрапренерство: как научить сотрудников предпринимательскому мышлению

Узнайте об успешной модели управления персоналом, при которой каждый сотрудник может выступить в роли предпринимателя.

Главы успешных компаний поддерживают менеджеров, которые дают своим подчиненным больше свободы действий и при этом возлагают на них ответственность за реализацию проекта. Такая модель внутрикорпоративных отношений называется интрапренерством.

Что такое интрапренерство

Под интрапренерством подразумевается система, позволяющая сотрудникам ощущать себя предпринимателями в рамках своей организации. Благодаря ей работники становятся более активными, мотивированными и заряженными на создание и внедрение инноваций. Они знают, что последствия их ошибок (например, появление убытков) компания примет на себя, а потому могут позволить себе решительность порой даже большую, чем владельцы бизнеса.

Интрапренерство играет существенную роль в жизни организации, так как при такой модели сотрудники могут в полной мере использовать свои навыки не только ради личной пользы, но и ради корпоративной. В таких условиях каждый подчиненный получает дополнительные возможности для профессионального роста и реализации полезных инновационных идей. Эта среда позволяет работникам чувствовать себя более независимыми и при этом стимулирует их на поиск оптимальных решений.

По мнению соучредителя TransPerfect Фила Шоу, интрапренерство основывается на сотрудниках, обладающих предпринимательским духом: «Представьте, что каждый ваш подчиненный стал бы руководить своим бизнесом. Причем либо самостоятельно, либо в рамках своего отдела. Такая ситуация возможна, если у вас выстроена соответствующая внутрикорпоративная система». По словам Шоу, интрапренеры отличаются от предпринимателей тем, что выступают в качестве нанятого сотрудника и не несут материальной ответственности ни за успех, ни за ошибки организации. При таких условиях самые большие риски несет организация, которая может как получить прибыль, так и понести убытки. В свою очередь сотрудник совершенствует свои предпринимательские навыки и при этом выводится из-под удара.

«Интрапренеры являются ключевыми факторами роста как для небольших, так и для крупных компаний, — считает генеральный директор C&M Group Чираг Кулкарни. — Если вы ищете сотрудников для своего стартапа, возьмите именно тех, кто привык работать по найму, но при этом готов генерировать идеи. Такие подчиненные хороши тем, что, с одной стороны, разбираются во внутрикорпоративной политике, с другой — постоянно мотивированы и стремятся к развитию компании».

Три вида интрапренеров

Эксперты выделяют три основных типа интрапренеров: создатели, деятели и исполнители. Создатели — это сотрудники, которые генерируют новые идеи и ищут более эффективные способы решения проблем. Их талант особенно востребован в эпоху перемен. Создатели умеют охватить целиком картину происходящего, но при этом они не способны фокусироваться на деталях, поскольку быстро начинают скучать и ждать перехода на следующий этап. Отличительная черта таких работников заключается в том, что они хоть и умеют создавать идеи, но не намерены их реализовывать.

Деятели принимают эстафетную палочку от создателей: они берут идею в разработку, сосредотачиваются на задаче и стремятся к поставленной цели. Интрапренеры такого типа также могут охватывать ситуацию целиком, и при этом они без труда погружаются в детали проекта. Деятели умеют выстраивать коммуникации внутри команды и брать на себя ответственность за результат. Правда, они не любят придерживаться плана действий, поскольку для них главное — добиться результата любой ценой.

В свою очередь для исполнителей очень важна структура работы, поэтому при реализации проекта они идут шаг за шагом по заранее оговоренному маршруту. Интрапренеры такого типа являются хорошими переговорщиками и во время обсуждения умеют выдерживать давление. При необходимости исполнители могут мотивировать своих коллег и настраивать их на успех. К поставленной цели они относятся ответственно и выстраивают свою работу так, чтобы ничто не мешало ее достичь. По мнению Шоу, компании или отделу достаточно нанять по одному интрапренеру каждого типа, чтобы извлечь из этого наибольшую выгоду.

Как развить интрапренерство внутри компании

Шоу считает, что развитие интрапренерства в первую очередь зависит от руководителя компании, который на собственном примере должен продемонстрировать приверженность такой модели трудовых отношений. Бизнесмен дает четыре совета, которые могут содействовать зарождению предпринимательского духа внутри организации.

Будьте открытыми. Шоу рекомендует делиться с подчиненными важной информацией о состоянии компании, узнавать их мнение по этому поводу и вовлекать их в принятие ключевых решений. Благодаря этому сотрудники будут чувствовать свою значимость вне зависимости от того, какую должность они занимают.

Поощряйте активных сотрудников. «Не стоит контролировать каждый шаг своих подчиненных — вместо этого предоставляйте им больше свободы и поощряйте их желание брать на себя ответственность и самостоятельно разрабатывать способы повышения продаж или улучшения качества продукта», — отмечает Шоу.

Станьте примером. Если у компании возникают трудности на начальном этапе, то руководитель должен взять на себя всю ответственность и оперативно решить проблему. В противном случае она может усугубиться и привести к краху бизнеса. «Своими активными действиями продемонстрируйте подчиненным, как важно вовремя устранять ошибки и справляться с ними по мере возникновения», — рекомендует предприниматель.

Поощряйте здоровую конкуренцию. Интрапренеры, как и предприниматели, должны конкурировать друг с другом, чтобы демонстрировать наилучшие показатели собственного труда. При этом сотрудники обязаны помнить, что их успех напрямую зависит от достижений коллег, а значит, всем необходимо действовать как единой команде.

Стили общения сотрудников между собой


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: