Анна Жуковская
Анна Жуковская
24 апреля 2024

Для чего вашему бизнесу продакт-менеджер и что это за специалист

Задача любого бизнеса — создать продукт, который будет востребован у клиентов и принесет компании прибыль (иначе это уже не бизнес, а благотворительность). Но для начала необходимо создать продукт и, если мы говорим о сфере маркетинга или иной, связанной с интеллектуальным трудом, создать идею. Далее идею необходимо претворить в жизнь, выпустить на рынок и развить — этим и занимается продакт-менеджер (не путать с проджект-менеджером, в его задачи входит ведение проекта). Его участие в проекте поможет избежать распространенных ошибок разработки и запуска, которые могут значительно затормозить ход работы. Поговорим о том, какими компетенциями должен обладать данный специалист и в каких случаях стоит прибегать к его помощи.

Чем занимается продакт-менеджер

Начнем с того, что данный специалист обычно занимается разработкой продукта, его запуском, дальнейшими доработками, чтобы тот продолжал сохранять уверенную позицию на рынке. Обычно он работает не в одиночку, а управляет командой, которая и реализует поставленную задачу.

Его деятельность включает в себя несколько этапов:

  • Поиск перспективной идеи, для чего специалисту требуется исследовать целевую аудиторию, изучить рынок, выявить, какие потребности потенциальных клиентов не закрыты и как с помощью продукта можно решить их проблему. Собрав данные из разных источников, продакт-менеджер формирует и презентует идею клиенту либо руководителю, после чего можно приступать к ее реализации.
  • Работа над продуктом, которая начинается с полностью прописанного плана, включающего в себя подробное описание, желаемый результат, необходимые ресурсы, стратегию развития, ответственных за выполнение специалистов. После этого продакт-менеджер берет на себя задачи по управлению командой и курирует рабочий процесс. Например, ставит цели, сроки, обеспечивает стабильную коммуникацию между членами команды, контролирует соблюдение дедлайнов и т. д. Его цель — добиться того, чтобы готовая работа представляла собой решение, которое окажется максимально удобным и понятным для пользователя.
  • Презентация результата, то есть готового продукта, чаще всего на этапе его минимально жизнеспособной версии (MVP), комплексное тестирование, сбор обратной связи от потребителей и внесение при необходимости доработок. После проведенной работы начинается стадия продаж.
  • Когда продукт уже выведен на рынок, продакт-менеджер может продолжать его усовершенствование, чтобы удовлетворять потребности покупателей. Данный этап может длиться продолжительное время.

По сути он является посредником между потребителями, разработчиками, маркетологами и сотрудниками отдела продаж, благодаря чему может вести комплексную работу над проектом.
Наиболее востребованными такие специалисты являются в сфере IT, однако при необходимости их можно привлекать к работе и в других областях, где встает вопрос о подготовке продукта с нуля или его улучшения. Довольно часто продактов путают с проджект-менеджерами, но главное их отличие в том, что первый не прекращает работу и после начала продаж, а проектный специалист организует работу только до момента запуска.

Ключевые компетенции продакт-менеджера

Их можно разделить на две категории — твердые и мягкие навыки.

К первым относятся:

  • Наличие хотя бы базовых знаний в той сфере, в которой он трудится, — например умение разбираться в тонкостях разработки приложений, если речь идет об IT, осведомленность в области проектирования зданий, если он работает в строительстве, и т. д. Без знаний специфики отрасли сложно говорить с командой и клиентами на одном языке.
  • Маркетинговые компетенции и навыки аналитики, которые помогают проводить исследования, делать кастдевы, выявлять потребности целевой аудитории, оцифровывать полученные результаты и формировать на их основе технического задания.
  • Знания в области пользовательского поведения — с помощью них формируется стратегия создания продукта, который будет востребован на рынке.
  • Владение базовыми знаниями в области экономики проектов, чтобы проводить расчеты по планированию затрат на разработку, а также строить гипотезы о дальнейшей окупаемости продукта и его влиянии на прибыль компании.

Кроме того, важно, чтобы такой специалист умел создавать презентации, работать в графических редакторах (Photoshop), разбирался в интеллект-картах, свободно взаимодействовал с CRM-системами.

Мягкие навыки продакт-менеджера не менее важны, так как они помогают выстраивать эффективные коммуникации между участникам команды. К ним относятся:

  • Критическое мышление и умение подвергать сомнению входящую информацию, адекватно ее оценивать.
  • Способность обрабатывать большое количество входящей информации, проводить аналитику и делать выводы на основе полученных данных.
  • Навыки управления командой, умение ставить задачи, распределять нагрузку, находить необходимые ресурсы, поддерживать уровень мотивации сотрудников и продуктивную атмосферу в коллективе.
  • Коммуникативные компетенции — способность проявлять эмпатию, слушать собеседника, задавать правильные вопросы, улаживать конфликтные ситуации, находить общий язык с разными членами команды.
  • Умение быстро адаптироваться к изменениям и чутко реагировать на требования рынка, чтобы быстро улучшать продукт, реагировать на запросы целевой аудитории, вести компанию к желаемому результату.

Продакт-менеджер в штате — довольно высокооплачиваемый сотрудник, особенно если у него большой релевантный опыт. Уровень заработной платы такого специалиста, в зависимости от проекта, условий труда и региона, может начинаться от 70 тысяч рублей и варьироваться до 200 тысяч рублей исходя из специфики направления и сложности проекта.

Однако с каждым годом требования к качеству продуктов растут, поэтому, если вы хотите, чтобы компания сохраняла лидирующие позиции в нише, без такого специалиста в скором времени будет не обойтись.

Кто такой креативный директор и для чего он вашему бизнесу

Чем начинающие компании могут заинтересовать специалистов с опытом