Когда вы смотрите на историю какого-либо успешного бренда, вы видите жесткую конкурентную борьбу, инновационные разработки и титанические усилия по привлечению клиентов по всему миру. При этом у каждой крупной компании есть сторона, скрытая от рядовых потребителей: она связана с мотивацией сотрудников. Корпорации, регулярно публикующие данные о прибыли, знают, как удержать работников и сделать их счастливыми. Однако, как отмечает основатель маркетингового агентства The 20 Media Пратик Долакия, мотивировать подчиненных не так просто: даже если у вас есть грамотно разработанная стратегия, нет гарантий, что вы добьетесь желаемого результата. По мнению предпринимателя, многие организации совершают ошибку, делая ставку на повышение зарплаты как основной способ мотивации. Конечно, деньги всегда играли ключевую роль, однако сегодня их значимость в трудовых отношениях является переоцененной.
Слабая связь между повышением зарплаты и производительностью
Каждый человек стремится получить как можно больше благ, в том числе если его желание связано с зарплатой. Однако если между мотивацией сотрудников и повышением оклада существует связь, то она, скорее всего, довольно слабая, подчеркивает Долакия. Безусловно, работник почувствует удовлетворение от увеличения дохода, после которого, вероятно, с большим энтузиазмом включится в рабочий процесс, однако его запал продлится недолго. Более того, положение может ухудшиться, если сотрудник посчитает повышение недостаточным. В этом случае его позитивные эмоции быстро сойдут на нет, что незамедлительно скажется и на производительности.
Между повышениями проходит много времени
Сотрудники испытывают радость, когда получают повышение в зарплате. Однако такие моменты происходят редко, поскольку в компаниях переоценка оклада, как правило, происходит не чаще одного раза в год. С учетом того, что приятное чувство вознаграждения невозможно растянуть на 365 дней, зарплатный фактор нельзя причислить к серьезной мотивации. «Вы не можете только деньгами влиять на результативность своих подчиненных. Повышение зарплаты — это всего лишь один из способов сделать сотрудников более довольными», — отмечает Долакия.
Повышение оклада не мотивирует, а удерживает
По словам предпринимателя, увеличение оклада — это способ удержания, а не мотивации подчиненных. Да, после очередного повышения у них улучшится настроение и они наверняка приступят к работе с удвоенной энергией, однако вскоре все вернется в привычное русло. «Я считаю, что вовлечение сотрудников, их постоянное обучение, проявление к ним уважения и заботы, делегирование им полномочий и передача ответственности являются гораздо более эффективными мотивационными факторами по сравнению с повышением заработной платы», — делится мнением Долакия. По словам бизнесмена, увеличение оклада должно быть наградой за проделанную на протяжении года работу, но не являться предпосылкой для улучшения производительности. Если вы рассматриваете этот фактор как мотивационный, то рискуете потратить средства впустую, обеспечив высокое вознаграждение до того, как получите результат.
Постоянно мотивируйте подчиненных
Финансовое вознаграждение — важная составляющая мотивации, однако деньги не должны становиться ее основой. По словам Долакия, сотрудники могут получать не меньшее удовлетворение от личных достижений и профессионального роста. Если они будут видеть отдачу за свои старания и осознавать собственную роль в организации, то смогут внести гораздо больший вклад в развитие компании. Правда, для этого руководителю необходимо постоянно прикладывать усилия для мотивации подчиненных. Как отмечает Долакия, это более трудный, зато более эффективный способ по сравнению с единоразовым финансовым вознаграждением.
Как провести переговоры о повышении зарплаты