Константин Волков
Автор:
Константин Волков
18 марта 2020

Как провести переговоры о повышении зарплаты

Многие сотрудники испытывают настолько сильное беспокойство по поводу переговоров о повышении зарплаты, что зачастую не могут конструктивно построить диалог с руководством и в итоге сталкиваются с отказом. HR-специалист и основатель CareerToolBelt Элисон Дойл рекомендует идти подготовленным на встречу с начальством. По ее мнению, работник должен понимать, когда именно уместно провести данную беседу и какие аргументы стоит использовать в разговоре. Эксперт приводит 10 факторов, на которые необходимо обратить внимание до и во время проведения переговоров.

Дождитесь успешного проекта

Вы отлично провели переговоры или заключили крупную сделку? Это хороший повод для того, чтобы поднять вопрос о повышении зарплаты. «Пока вы на волне успеха, воспользуйтесь идеальным моментом и пообщайтесь руководством», — отмечает Дойл.

Подготовьтесь

Идите на переговоры подготовленным. Заранее обдумайте причины, по которым вы заслуживаете повышения, выпишите их и запомните, чтобы привести в качестве аргумента во время общения с начальством. Кроме того, упомяните обо всех достижениях за последнее время: к примеру, расскажите о расширении своих обязанностей или частых задержках на работе. Также не забудьте описать реализованные под вашим руководством проекты и разработанные вами планы развития отдела. Последний можно распечатать в нескольких экземплярах и раздать менеджерам, чтобы они смогли проанализировать ваши идеи.

Выберите подходящее время

Заранее уточните, как часто руководство проводит оценку эффективности работы отделов: например, каждые три месяца, полгода или раз в год. Эту информацию можно получить у коллег либо в отделе кадров. Если ваш отдел проявил себя с лучшей стороны и ваша заслуга в этом очевидна, то можете поговорить о повышении. Также Дойл советует узнать, когда в организации начинается новый финансовый год, поскольку переговоры о зарплате лучше проводить перед его стартом.

Уделите внимание внешнему виду

Перед беседой с начальством уделите внимание тому, как вы выглядите. Даже если в компании нет строго дресс-кода, ваш внешний вид должен быть презентабельным. «Главное — не переусердствуйте, — отмечает Дойл. — Не пытайтесь поразить руководство своим блистательным нарядом: оденьтесь элегантно и со вкусом, чтобы чувствовать себя более уверенно на переговорах».

Обдумайте план «Б»

Никому не нравится слышать «нет» в ответ на свое предложение, однако отказ начальства может открыть для вас новые возможности. Воспользуйтесь им для того, чтобы получить другие привилегии: к примеру, возможность иногда работать из дома, новый ноутбук, либо посещение заграничной отраслевой конференции. Отказав вам в значимом вопросе, руководство может пойти на уступки в чем-то менее затратном.

Общайтесь лично

Вы можете договориться о встрече по электронной почте или при помощи других способов связи, но сами переговоры о повышении проводите с глазу на глаз. Уточните у директора, когда именно он располагает свободным временем: возможно, у него есть «окно» во время ланча. Формат тет-а-тет — лучший способ обозначить серьезность своих намерений. Кроме того, при личной встрече вы сможете наглядно оценить реакцию собеседника на свою просьбу.

Не обращайтесь во время кризисной ситуации

Если компания переживает не лучшие времена, а руководитель сильно перегружен работой, не обращайтесь к нему в этот момент по поводу повышения зарплаты. С большой долей вероятности он откажет в вашей просьбе, предпочтя направить имеющиеся средства на преодоление кризиса. Дождитесь, когда ситуация в организации успокоится, а у директора улучшится настроение — на подъеме эмоций и душевных сил люди чаще совершают благородные поступки.

Не ставьте ультиматум

Во время переговоров тщательно подбирайте и взвешивайте слова. «Проявите уверенность в своей позиции и настойчивость, но не становитесь требовательным, — рекомендует Дойл. — В любой ситуации будьте терпеливым и понимающим сотрудником». По мнению HR-специалиста, подобный диалог необходимо вести осторожно, чтобы ваше заявление не выглядело как ультиматум. Это нужно для того, чтобы не испортить отношения с директором, даже если он ответит отказом.

Не используйте сплетни

Многие компании запрещают сотрудникам рассказывать о своей зарплате. Если до вас дошли слухи, что кто-то из ваших коллег получает значительно больше, чем вы, не используйте эти сведения в качестве аргумента. Во-первых, это непрофессионально, а во-вторых, вы не сможете подтвердить эту информацию и будете выглядеть сплетником в глазах начальства. Вместо того, чтобы указывать на доход коллег, сосредоточьтесь на собственных опыте и заслугах, благодаря которым вы сможете добиться повышения.

Не упоминайте личные проблемы

Во время переговоров не смешивайте профессиональные и личные причины. Дойл рекомендует в качестве аргументов использовать только корпоративные достижения, но никак не проблемы, которые преследует вас вне стен офиса, будь то увольнение вашей супруги или супруга, поступление ребенка в вуз, выплата кредитов или покупка нового автомобиля. Даже если вы находитесь с директором в приятельских отношениях, избавьте его от подробностей личной жизни: он может счесть, что вы пользуетесь его доверием.

Чего ожидать после просьбы о повышении

«Не ждите от руководства немедленного ответа. Если вы трудитесь в крупной компании, глава вашего отдела, скорее всего, не имеет веских полномочий для повышения зарплаты. Ему придется предварительно обсудить этот вопрос с высшим начальством или менеджером, отвечающим за зарплатный фонд», — отмечает Дойл.

Если вы получили отказ — не расстраивайтесь. Возможно, на текущий момент у компании нет денег, даже если ваше повышение выглядит вполне заслуженным. Кроме того, не все организации могут быть гибкими в решении данного вопроса: многие придерживаются внутреннего устава, согласно которому происходит начисление и увеличение зарплаты. Исключение составляют случаи, когда сотрудник получает премию или добивается повышения оклада, например, за выслугу лет или по личному решению топ-менеджеров.

Когда и как обсуждать зарплату с работодателем