Родион Махов
Родион Махов
6 сентября 2023

4 типа токсичных коллег и методы борьбы с ними

В понедельник мы рассказали вам о том, как работать в токсичном коллективе, и, чтобы разобраться с этой проблемой раз и навсегда, сегодня выделим типы токсичных коллег и найдем способы им противостоять. Агрессия не единственный метод негативного воздействия, есть еще нытики, жалобщики, действия и слова которых уж точно не помогут настроиться на рабочий лад. Кто они и как с ними бороться — поговорим далее.

Жалобщик

Для этого человека кофе всегда слишком горячий или холодный, встреча назначается не в то время, офис обустроен неправильно, коллеги некомпетентны, даже рабочее кресло неудобное. Хорош лишь он один. Как оказалось, часто к такому способу выражения своих мыслей прибегают люди, которых в прошлом не слышало начальство, игнорировали коллеги, и со временем, чтобы обратить на себя внимание, они начали прибегать к такому специфическому методу коммуникации как жалоба.
Как взаимодействовать
Если  сложилось так, что вы работаете с этим человеком в одном кабинете, то с очередной жалобой он, скорее всего, прибежит к вам. Для начала попробуйте пообщаться по конкретному вопросу, проявите любопытство. Если же такая ситуация повторяется из раза в раз, то придется действовать менее демократично. Необходимо переключить сотрудника с негативного мышления на позитивное (ну или хотя бы постараться). В определенный момент обратите внимание на все плюсы его должности, а в конце — предложите уйти работать туда, где его ожидания будут удовлетворены. Зачем себя мучать, зацикливаться на вещах, которые приносят лишь  дискомфорт? Если же жалобщик вам не столь близок, то просто дистанцируйтесь от проблемы каждый раз, и со временем, не найдя в вас поддержки, он просто потеряет интерес к совместным беседах.

Сплетник

С одной стороны, не такая уж и большая проблема, с другой — подобные персоны могут значительно усложнить жизнь на работе. Объективно — сплетничают практически все, но одно дело, когда подобные обсуждения имеют формат безобидной беседы, которая забудется через пять минут, и совсем другое, когда такая беседа порождает слухи, которые приводят к проблемам на работе. Кроме того, регулярные обсуждения своих коллег «за спиной», носящие форму острой критики и пренебрежения, могут многое сказать о человеке. Порой эти люди склонны думать, что, раскрывая чужие тайны, они могут сблизиться с коллегой, но вряд ли информация о частной жизни, привычках или профессиональных факапах другого человека способна помочь в построении дружеских отношений.
Как взаимодействовать
Просто отвечайте: «Это звучит неправдоподобно», «слухи похожи на чушь». И на первом этапе этого будет достаточно, чтобы отбить желание «перегружать» ваши уши. Если же это не работает, и на вас все так же льют тонны никчемной информации, то будьте более категоричны: «Мне это не интересно», «я не желаю копаться в чужом белье», «я не люблю обсуждать людей за их спиной». Конечно же, лучше держаться подальше от подобных интриганов.

Похититель идей

Богопротивный вор, который крадет не только еду из общего холодильника, но еще и идеи. Некогда рожденные в процессе мозгового штурма, взращенные, порой вымученные, подготовленные к совещанию и… озвученные другим человеком. Иуда в офисной иерархии. Что важно: украденные идеи в его интерпретации будут выглядеть гораздо проще и подаваться так, что за руку поймать негодяя очень сложно.

Как взаимодействовать

К сожалению, мы ограничены законом и все желаемые методы наказания указывать не можем, но однозначно сообщите всем, что идея принадлежит вам, и она была бессовестно похищена и упрощена. Так же используйте фразу: «Очень радостно, что все услышанное вами нашло отклик, и вы рассказали об этом на совещании. Благодарю, что сочли мою идею достойной того, чтобы лично озвучить». Таким образом, вы не позволите посягнуть на ваше авторство и сумеете отстоять свою интеллектуальную собственность. А что делать после работы — решайте сами.

Микроагрессор

Еще такое явление называют пассивной агрессией. Такой формат общения оказывает постоянное негативное воздействие на сотрудников, ухудшая эмоциональный фон. Как правило, это довольно незаметные коммуникативные проявления, которые имеют накопительный эффект. Агрессор может подмечать небольшие неудачи, оговорки, что-то в одежде или поведении, несогласующееся с его мировоззрением. Терпеть такое нельзя, и негодяй должен быть привлечен к ответственности.

Как взаимодействовать

Скажите напрямую, что вам не нравятся придирки, шутки и подобная форма общения, акцентируйте внимание на то, что вы коллеги, а не друзья, и такой тон в общении для вас является неприемлемым. Девушки более уязвимы к подобным негативным воздействиями, и если такой коллега не воспринял ваши слова всерьез, то обратитесь к руководителю или в отдел кадров, которые примут все необходимые меры вплоть до дисциплинарного взыскания.