Родион Махов
Родион Махов
4 сентября 2023

Среда обитания: как работать в токсичном коллективе

Что такое «любимая работа»? Какие неотъемлемые компоненты делают ее таковой? Пожалуй, это род деятельности, который приносит удовольствие, возможность самореализовываться через свою профессиональную деятельность, достойная заработная плата и, конечно же, коллектив. Давайте чуть подробнее остановимся на коллегах — это те люди, которые зачастую и задают тон всему рабочему процессу, создают обстановку, настроение в коллективе. Всегда приятно трудиться в рядах дружной команды, где царят здоровая атмосфера и дух взаимоуважения. Но что делать, если практически все ключи в виде хорошей зарплаты, интересной и перспективной работы подобраны, но с коллективом не повезло, и один, а может быть, и несколько человек в рядах ваших коллег являются людьми не самыми приятными, создают конфликтные ситуации как в межличностных, так и профессиональных плоскостях? В этом непростом, дискуссионном и однозначно интересном вопросе мы и попробуем разобраться.

Виды конфликтов

Конфликты бывают деструктивными и конструктивными: во втором случае это процесс противодействия двух сторон, в котором каждая отстаивает свои интересы, но форма спора носит экологичный характер. В результате участники приходят к решению, которое выводит отношения любого рода на новый уровень, и все стороны остаются в плюсе. Мы же более детально рассмотрим конфликты деструктивные, основанные на личной неприязни или же профессиональных разногласиях. Такие конфликты зачастую переходят в намеренное саботирование работы, необоснованные придирки и недовольства со стороны коллег. Безусловно, ситуации бывают абсолютно разными, и мы рассмотрим несколько способов, с помощью которых эти разногласия можно разрешить.

Выйти на диалог

Этот вариант самый простой. В то же время он может быть и самым эффективным. Если проблема кроется в личной неприязни (неважно, чем она вызвана) или же различиях профессионального характера, начните с диалога. В самом зачатке это может быть лучшим вариантом решения конфликта, который предотвратит дальнейшую эскалацию и разрешит возникшие недоразумения. Замалчивание никак не поможет вам разобраться в проблеме, как и страх того, что разговор может усугубить отношения, особенно, если дело дошло до хамства и издевок. Попробуйте поговорить, и если это не поможет, то…

Конфликт

И если диалог не возымел силы, обратитесь к языку, который ваш оппонент однозначно поймет намного лучше, — конфликт. Нет, мы не подразумеваем обустройства в офисе октагона, ринга, боя без правил, применения оружия или обсценной лексики, ведь вступить в борьбу можно и по-джентльменски, различия — в категоричности. С одной стороны, ваши коллеги по работе — это взрослые люди, многие из которых успели обзавестись семьей, но, оказавшись в одном месте, вы все так же образуете социум, который во многом схож с тем, что бывает (сейчас будет неожиданно) в школах и университетах. Около 30 % сотрудников офисов подвергаются издевкам со стороны коллег, причем эти нападки не сильно отличаются от школьного буллинга. Будьте готовы вовремя отстаивать свои границы, вступать в здоровый конфликт, обсуждать, с чем связаны разногласия профессиональные, в случае необходимости — настаивайте на своем. Особенно, если случился переход на личности, или была попытка унизить ваше достоинство. Отстаивайте себя, будьте способны «выяснить отношения» и показать силу (духа).

Руководитель

Если вы понимаете, что работа все так же любима, заработная плата позволяет закрывать счета и откладывать деньги, но ситуация с коллегами не дает нормально трудиться — обратитесь к руководителю. Безусловно, вы можете подраться, наорать друг на друга, но проблему это не решит, а лишь создаст ряд новых. Не стоит думать, что вы жалуетесь, «стучите» на кого-то, ведь зачастую это один из наиболее оптимальных вариантов решения. Кроме того, вы сотрудник, который точно так же приносит компании деньги. Пусть токсичные коллеги станут проблемой вашего руководства, и оно озаботится тем, чтобы создать для вас комфортные условия труда.

Союзники

На случай открытия второго фронта. Шутка, конечно же. Чисто психологический метод, чтобы себя подстраховать, а если коллега, ставший вашим другом, имеет в компании определенный вес, то еще и ход тактический. Как минимум, вы не один на один с толпой быдловатых соседей по офису, да и поддержка еще никому не помешала, так что в случае возникновения подобных проблем, не бойтесь обратиться за помощью к своему «союзнику», который, выступив медиатором, возможно, станет ключом к решению проблемы.