Запуск
07 мая, 2020

Как организовать концертный тур, если вы начинающий музыкант

Сегодня музыканты в основном зарабатывают на гастролях. Мы расскажем, как молодому коллективу организовать свой первый концертный тур.

С развитием пиратства музыканты стали значительно меньше зарабатывать на продажах альбомов, поэтому для исполнителей на текущий момент основным источником дохода являются концерты. Это касается как «звезд», в подчинении которых находится огромная шоу-индустрия, так и начинающих артистов, делающих робкие шаги в этом направлении. Организация первого гастрольного тура является трудоемким процессом, который можно сравнить с масштабированием бизнеса: только в данном случае исполнитель (читай — компания) продвигает музыку (товар), охватывая новую аудиторию (рынок). Мы расскажем о том, как малоизвестной группе спланировать свой тур, какие подводные камни могут встречаться на ее пути и на какую прибыль может рассчитывать коллектив.

С чего начать

Прежде чем отправиться на гастроли, коллективу необходимо составить крепкую программу, основой которой будет полноформатный альбом. По словам гитариста группы Blind Ivy Романа Бурлакова, из 10-12 песен слушателю будет проще выбрать несколько полюбившихся композиций, из-за которых он отправится на концерт. На текущий момент запись альбома не требует больших затрат, поскольку многие начинающие коллективы благодаря специальному программному обеспечению организуют этот процесс у себя дома или на репетиционной точке. «Если вы отправитесь в студию, то ее услуги обойдутся вам от 500 рублей до 5 тыс. рублей за один час в зависимости от профессионализма ее сотрудников. В среднем на запись всех инструментов может понадобиться около 30-40 часов. Также прибавьте к этому сведение материала: за одну песню специалист берет от 3 до 5 тыс. рублей», — отмечает вокалист группы Chigurh Денис Шестаков.

Благодаря современным технологиям распространение альбома также не подразумевает серьезных расходов. Чаще всего группы выкладывают пластинку в интернет и рассылают по музыкальным сообществам, чтобы охватить максимальную аудиторию. Основатель продакшн-студии Marik Studio Вячеслав Мартыненко рекомендует после выпуска альбома снять клип: «Видео с интересным визуальным рядом станет второй волной атаки на слушателей. Причем вам необязательно тратиться на профессиональную съемку — сегодня клип можно легко снять на смартфон. Главное, чтобы в ролике присутствовала оригинальная идея, которая сможет зацепить зрителей».

Готовую программу перед туром необходимо показать в своем городе: лучше всего устроить не менее пяти выступлений, которые помогут группе понять свои сильные и слабые стороны, а также проанализировать реакцию публики. «Если вы намерены привлечь как можно больше зрителей, то можете договориться с клубом о бесплатном входе и об аренде в размере 10-15 тысяч рублей. Другой вариант сотрудничества предполагает выпуск билетов, при этом коллектив забирает себе 70% от сборов», — отмечает владелец бара «Сержант Пеппер» Артур Сергеев.

Планирование тура

Важным аспектом подготовки к туру является поиск площадок для выступлений. По словам промоутера Андрея Ланского, существует множество способов найти подходящее помещение: «Вы можете обзвонить владельцев клубов, пообщаться с арт-директорами или попытаться договориться с местными организаторами. Чтобы получить согласие, вышлите собеседнику свой альбом, клип и записи концертных выступлений. Вы должны показать себя с лучшей стороны и доказать свою коммерческую привлекательность. Помните, что клубы зовут не «прикольных» или «веселых», а тех, на ком можно заработать».

Другой важной составляющей планирования является логистика: вы должны просчитать, каким образом группа будет перемещаться между городами и какие затраты понадобятся на покупку билетов на поезд или автобус. По словам Бурлакова, идеальным вариантом является наличие собственного автомобиля: в этом случае вы не зависите от расписания транспорта, а ваши расходы ограничиваются приобретением бензина.

Следующий этап подготовки связан с поиском жилья. «В целях экономии вы, конечно, можете ночевать в своей машине, — отмечает Ланской. — Но сегодня можно за 500 рублей остановиться в хостеле или за 2-3 тыс. снять неплохой номер в отеле». Также, по словам промоутера, начинающие группы нередко гостят у своих друзей, что позволяет хотя бы немного сократить расходы.

Дилетанты считают, что на гастролях больше всего денег тратится на алкоголь, но это не так.

Перед отправкой на гастроли Роман Бурлаков рекомендует запустить таргетированную рекламу в соцсетях. По его мнению, так группа повысит шансы на проведение успешных концертов: «Разместите во «ВКонтакте» или Instagram афишу или короткий видеоролик с датами тура. Да, реклама потребует дополнительных расходов, но, поверьте, она обязательно окупится».

По словам Ланского, планированием гастрольного графика обязан заниматься тур-менеджер, однако у начинающих команд нет в распоряжении такого человека, поэтому его функции зачастую берет на себя кто-либо из участников коллектива. Главная задача этого специалиста заключается в том, чтобы оградить музыкантов от всевозможных бытовых проблем и предоставить им лучшие условия для выступления. Обычно тур-менеджер получает за свои услуги фиксированный гонорар либо берет долю из общей выручки. «Этот человек — директор, бухгалтер, охранник, а зачастую и повар в одном лице. Именно на нем держится вся экономика тура», — подчеркивает промоутер.

Основные расходы в туре

Основные расходы в туре связаны с оплатой транспорта, жилья и питания. «Дилетанты считают, что на гастролях больше всего денег тратится на алкоголь, но это не так. Вы можете пить два-три дня подряд, но потом поймете, что с такими нагрузками вы попросту не доберетесь до финиша», — отмечает Шестаков. По словам музыканта, обязательной статьей в смете должен быть пункт, связанный с форс-мажорными обстоятельствами. Во время гастролей группа может столкнуться с любыми проблемами: например, организаторы забывают поселить коллектив, урезают гонорар или в последний момент отказываются проводить концерт из-за малого количества проданных билетов. По словам Бурлакова, в России начинающие исполнители не защищены от произвола промоутеров: «Все отношения с ними строятся исключительно на доверии. Организаторы заключают юридический договор только с известными группами, поскольку рискуют большими деньгами. Поэтому вы можете полагаться только на их слово и репутацию».

Опоздание на поезд, пробитое в дороге колесо автомобиля, простуда или потеря музыкального оборудования — каждое подобное событие влечет за собой дополнительные расходы. Конечно, невозможно заранее просчитать, что с вами случится на гастролях, однако лучше всего иметь при себе бюджет на «черный день», который позволит быстро решить проблему.

Источники дохода

Основным источником заработка в туре является доход, полученный с каждого концерта. Чаще всего организаторы предлагают начинающим исполнителям две формы сотрудничества: группа либо оплачивает аренду клуба (10-15 тыс.) и забирает себе большую часть (до 90%) выручки с билетов, либо получает от 30% до 50% от указанной выручки. При этом промоутеры редко предлагают фиксированный гонорар, поскольку не хотят рисковать деньгами. Такая форма взаимоотношений возможна лишь с командами, которые могут гарантированно принести прибыль площадке.

С учетом приведенных выше примеров мы можем рассчитать примерный доход команды, полученный в рамках одного концерта. Допустим, стоимость входного билета составляет 400 рублей, а на концерт пришло 100 человек, что по меркам начинающего коллектива является отличным результатом. В этом случае музыканты могут заработать от 20 тыс. до 27 тыс. рублей за выступление. Такие цифры можно назвать идеальными, поскольку зачастую концерт посещает от 30 до 50 зрителей, — это означает, что доход малоизвестной группы в среднем составляет от 10 до 14 тыс. рублей.

Гитарист Blind Ivy отмечает, что в туре коллектив может дополнительно заработать на продаже брендированных футболок, браслетов, шапок или стикеров. Однако музыкантам изначально придется потратить средства на их производство, поэтому существует риск прогореть на этом предприятии, если атрибутика будет плохо расходиться. «Чтобы заставить человека отдать вам 700 рублей за футболку, вы должны выпустить настоящую «бомбу», которую он захочет носить и показывать своим друзьям», — подчеркивает Бурлаков.

Преимущества тура, даже если он оказался коммерчески провальным

Андрей Ланской советует молодым группам не надеяться на заработок во время первых гастролей: «В лучшем случае вы отобьете расходы. Но чаще всего коллективы уходят в «минус», возвращаясь домой с долгами. Эта ситуация характерна для всего мира: прежде чем заработать, вы должны хорошо инвестировать». По мнению Бурлакова, коммерчески провальный тур может быть полезен для команды: благодаря такому путешествию музыканты устанавливают полезные связи с промоутерами, знакомят публику со своей музыкой и проверяют на прочность отношения внутри команды. «Ваше главное вложение — это энергия, с которой вы выступаете на концертах. Даже если на вас пришло посмотреть десять человек, завтра они расскажут своим друзьям, какие вы крутые, и через полгода вы соберете уже 50 зрителей. А затем — 100 или 200. И если вы сегодня потеряли в деньгах, представьте, сколько сможете заработать в будущем благодаря своему усердию», — подчеркивает гитарист.

Смешные деньги: как зарабатывают на юморе в России

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: