Константин Волков
Автор:
Константин Волков
30 марта 2020

Смешные деньги: как зарабатывают на юморе в России

В России индустрия юмора не так давно встала на прочные коммерческие рельсы. До 2005 года, когда на телеканале ТНТ вышел первый выпуск «Comedy Club», основным источником заработка для авторов были либо команды КВН, либо телепередачи наподобие «Аншлага» или «Кривого зеркала». Павел Воля, Гарик Харламов, Гарик Мартиросян и их коллеги наглядно продемонстрировали, что можно не только работать в нетрадиционных форматах юмора, но и при этом получать хороший доход. Довольно быстро во многих российских городах появились свои «камеди клабы», что стало толчком для формирования и развития нового сегмента рынка. Молодые комики увидели, что их творчество может быть востребовано не только в узком кругу друзей, но и у большой аудитории. Эти изменения привели к тому, что на текущий момент у авторов и исполнителей появилось намного больше возможностей для реализации своего таланта. Разберемся, каким образом сегодня могут зарабатывать юмористы в России.

Стендап

Сегодня этот жанр является одним из самых востребованных в юмористической среде. Зрители обратили на него внимание с появлением Павла Воли, который во время сольных выступлений в «Comedy Club» в необычной манере общался со «звездными» гостями. В 2013 году на ТНТ вышел первый выпуск телепередачи «Stand Up», давший стране новое поколение юмористов. Востребованные в России комики требуют за свои выступления неплохие гонорары: так, по данным Forbes, концерт Павла Воли обходится организаторам около 2 млн рублей, Нурлана Сабурова — в 600 тыс., а Руслана Белого — в 500 тыс. рублей. Но не стоит обольщаться: чтобы прийти к такому заработку, начинающему комику придется приложить очень много усилий.

Если вы хотите реализовать себя в этом жанре, то у вас есть несколько возможностей. К примеру, во многих городах проводятся турниры в формате «Открытый микрофон», где может выступить любой желающий и выиграть денежный приз в размере от 5 до 20 тыс. рублей. Такие мероприятия в первую очередь нужны не столько для заработка, сколько для приобретения уверенности на сцене и проверки своего материала. Если вам удалось проявить себя на подобном турнире, то вас могут пригласить на сборный стендап-концерт с участием 5-7 комиков. В этом случае не стоит рассчитывать на большой гонорар, поскольку он может варьироваться от 2 до 5 тыс. за 10-минутное выступление. С учетом высокой конкуренции в этом жанре артисту необходимо хвататься за любую возможность, чтобы заявить о себе: через живые концерты, съемки видеороликов или выступления на корпоративах. Чем чаще вы будете появляться перед аудиторией, тем лучше.

Как отмечает стендап-комик Николай, в течение первого года юмористу не стоит рассчитывать на хороший доход. Все усилия артиста должны быть направлены на собственное продвижение и нарабатывание связей, которые играют огромную роль в шоу-бизнесе: «Как можно чаще знакомьтесь с другими комиками, концертными директорами и продюсерами. Любой из них может стать вашим шансом пробиться наверх».

По мнению сценариста Николая Куликова, у прошедшего начальный этап юмориста есть два пути развития: «отправиться на покорение телика», то есть попытаться стать участником передачи «Comedy Баттл», а затем — «StandUp» или «Comedy Club». Либо работать на самого себя: самостоятельно организовывать концерты, снимать видеоролики и участвовать в шоу, которые транслируются только в интернете («Шоу историй», «Порараз Бирацца» или «Прожарка»).

Одним из ярких представителей второго пути является Данила Поперечный, начинавший как видеоблогер и собравший через несколько лет около 7 тыс. зрителей на концерте в «Ледовом дворце» Санкт-Петербурга. Куликов отмечает, что начинающему комику лучше всего примкнуть к сформировавшемуся сообществу (наподобие московских StandUp Store Moscow или Stand-up club #1), чтобы постоянно находиться в творческой среде, перенимать опыт у профессиональных артистов и выступать у них на «разогреве».

Авторство

Если вы не желаете быть на сцене, то можете реализовать себя в юморе как автор шуток или сценариев. К примеру, вы можете обратиться к знакомой команде КВН и бесплатно написать для них один-два номера. Если ваш талант поможет коллективу добиться локального успеха, то вы станете их постоянным автором и будете набивать руку на миниатюрах. На текущий момент движение КВН, как бы снисходительно к нему ни относились, все еще обладает серьезной силой и может стать платформой для начинающих юмористов. В этой среде также есть свои сообщества, благодаря которым можно завести полезные знакомства и, к примеру, стать автором для команды, выступающей в Премьер-лиге или Высшей лиге клуба. Заработок сценариста зависит от уровня коллектива: если вы пишете для региональной лиги, то номер может обойтись от 20 до 50 тыс. рублей, если сотрудничаете с претендентами на чемпионство, тогда сумма гонорара может составлять до $2 тыс. в сутки. Обычно команды приглашают сильного автора на одну неделю (возможный доход за этот период — $15 тыс.), в течение которой он полностью сосредоточен на работе с коллективом.

Также сценаристы могут сотрудничать со стендап-комиками. Правда, такой формат работы встречается редко, поскольку многие сольные артисты пишут для себя самостоятельно. Но если выступления комика поставлены на поток и он не успевает придумывать новые шутки, то может взять в помощь одного-двух авторов. В этом случае одни сутки работы стоят от 20 до 50 тыс. рублей, а разработка готового номера (5-7-минутное выступление) — до 100 тыс. рублей.

Еще один востребованный за последние годы формат — написание сценариев корпоративных мероприятий. Чаще всего сторонних авторов приглашают крупные федеральные компании («Сбербанк», «Лукойл», «Газпром»), заинтересованные в том, чтобы их сотрудники отдыхали увлекательно и весело. По словам участника творческого объединения «Уральские пельмени» Сергея Ершова, сценарий одного мероприятия стоит от 200 до 300 тыс. рублей. За такую сумму автору необходимо придумать полноценную программу, на написание которой может уйти от одной до трех недель.

Наконец, вы можете реализовать себя как сценарист комедийных сериалов и фильмов. На текущий момент в России появляется все больше продакшенов, которым требуются сильные райтеры. К ним, к примеру, можно отнести Good Story media («Физрук», «Реальные пацаны», «Воронины», «Восьмидесятые») и Yellow, Black and White («Кухня», «Отель Элеон», фильмы «Последний богатырь» и «Холоп»). Пробиться в пул постоянных авторов трудно, поскольку немногим удается соответствовать высоким требованиям компаний. Поэтому для начала вы можете попробовать удаленный формат сотрудничества с написанием одной-двух серий. Скорее всего, их в значительной степени переработают редакторы, зато вы получите заслуженные 30-50 тыс. рублей, а главное — профессиональный интерес со стороны продакшенов.

С развитием профессиональных навыков вам могут доверить разработку сценария для известного сериала, и в этом случае гонорар поднимется до 150-300 тыс. рублей за серию. По словам писателя Александра Молчанова, самый большой доход за разработку одного эпизода составляет 1-1,5 млн рублей. Правда, такие деньги в России получают не более 15 человек, чей рабочий график расписан на несколько лет вперед. Что касается полнометражных фильмов, то работа над одним сценарием с учетом всех корректировок продюсера может продолжаться от 6 месяцев до одного года. Как отмечает Николай Куликов, в среднем автор (или группа авторов) получают за него от 3 до 5 млн рублей.

Видеоблогинг

Начать карьеру видеоблогера — это срединный вариант между стендап-комиком и сценаристом. Основным видом подобного контента являются вайны — короткие видеозарисовки на злободневные темы. Такие скетчи незамысловаты и универсальны, поэтому их может смотреть широкая аудитория. В России среди самых известных вайнеров можно выделить Настю Ивлееву, Иду Галич, Евгения Кулика и Гусейна Гасанова, на чьи Instagram-аккаунты подписаны от 4 до 15 млн пользователей.

Заработок видеоблогеров складывается из двух частей: 1) размещение рекламы в своем аккаунте; 2) съемка в рекламе, сериалах и фильмах. Стоимость платного контента напрямую зависит от количества и активности подписчиков. По словам блогера Юрия Кузнецова, если вы набрали от 10 до 50 тыс. фолловеров, то цена поста составит от 1 до 5 тыс. рублей, зато аккаунт с 500 тыс. пользователей берет до 100 тыс. рублей за публикацию. Расценки «звезд» составляют от 250 до 500 тыс. за одно рекламное сообщение.

Стендап-комик Владимир Бухаров отмечает, что, несмотря на большое количество юмористических Youtube-каналов и телевизионных шоу, россияне с интересом реагируют на появление новых лиц. Это связано с тем, что любой актер рано или поздно приедается и теряет свою оригинальность. По этой причине свежие идеи и необычные форматы всегда будут востребованы. В качестве примера он приводит Антона Лапенко — видеоблогера, снимающего ролики в формате VHS-стилистики. Бухаров отмечает, что на фоне агрессивной подачи юмора со стороны большинства артистов интеллигентские шутки Лапенко и его персонажи советской эпохи воспринимаются как глоток свежего воздуха.

Кроме того, комик рекомендует начинающим авторам запастись терпением: «Относитесь к юмору как к работе. Многие заблуждаются, думая, что написание шуток — легкое дело. Мне, к примеру, для разработки нового 20-минутного номера приходится 2-3 месяца собирать материал». По словам Бухарова, единственный способ выйти на высокий уровень  э—то постоянно переписывать и улучшать свой текст и проводить сотни часов на сцене, выдерживая критику зрителей.

Почему каждый рабочий день должен быть веселым