Запуск
30 октября, 2020

Ход конем: как с нуля создать одну из крупнейших шахматных школ России

Сооснователь «Шахматной школы №1» Сергей Жвакин рассказал, как можно заработать на любви к одной из самых популярных игр в мире.

Редкий вид бизнеса обходится минимальными вложениями на первом этапе. Сергей Жвакин вместе со своим партнером Евгением Шемонаевым на открытие собственного дела потратили несколько тысяч рублей: предприниматели купили краску для принтера, задачники, демонстрационную доску и распечатали объявления, которые затем расклеили в одном из районов Москвы. Так создавалась «‎Шахматная школа №1» — одна из крупнейших в России сетевых коммерческих шахматных школ, в чей состав на текущий момент входят 44 филиала. В интервью нашему изданию Сергей рассказал о том, как можно построить бизнес на увлечении шахматами, как правильно работать с детьми и родителями и почему основой школы является преподаватель.

Шахматы как бизнес

В детстве Сергей учился в шахматной школе Олимпийского резерва и становился чемпионом Москвы на командных соревнованиях. На протяжении многих лет он сохранял любовь к своему увлечению и поэтому, когда в очередной раз задумался об открытии бизнеса, выбрал именно это направление: «К тому моменту у меня был достаточный опыт в продажах, так как я одно время занимал должность директора по маркетингу в крупной ритейл-сети. Мне хотелось реализовать свои навыки в понятной для меня сфере, где существует стабильный спрос и где не нужно биться за каждого клиента». О спросе на шахматы Сергей знал не понаслышке: он проводил занятия в одной из частных московских школ и видел, с каким увлечением дети изучают расстановку фигур и игровые стратегии.

В 2015 году Сергей вместе с партнером открыл в Москве первый филиал школы — предприниматели взяли в почасовую аренду помещение в одной из художественных школ столицы. Правда, первый опыт оказался неудачным. «Мы появились не вовремя, — рассказывает Сергей. — В сфере дополнительных образовательных услуг есть своя сезонность: родители записывают детей в кружки примерно в августе-сентябре. Мы же запустились в апреле и несколько месяцев ждали притока клиентов». Также при открытии школы большое значение имеет местоположение локации: по словам Сергея, лучше всего выбирать густонаселенный район с удобной транспортной развязкой. Плюсом может служить наличие поблизости других кружков, так как родители чаще всего записывают детей сразу в несколько секций — к примеру, на шахматы и дополнительно на робототехнику.

В художественной школе предприниматели занимались всего с пятью учениками. Правильным решением стал переезд в зал, предоставленный одной из московских библиотек. Грамотный выбор новой локации вкупе с рекламной раскруткой в интернете и соцсетях позволили значительно увеличить поток клиентов. С учетом того, что заявки на запись в школу стали поступать из разных уголков города, партнеры приняли решение не насыщать учениками один филиал, а открывать новые. «Мы искали помещения с выгодной арендной ставкой и правильным расположением — таким, чтобы один филиал не вступал в конкуренцию с другим», — рассказывает Сергей. На оборудование каждой новой точки требовалось около 30 тыс. рублей: деньги уходили на доски и пособия, еще 25 тыс. тратились на аренду помещения и зарплату тренера. Ежемесячный оборот при обучении 45 человек уже в трех филиалах составлял 120-150 тыс. рублей.

Расширение сети филиалов

Расширение потребовало привлечения новых сотрудников, так как партнерам не хватало времени на преподавательскую и административную деятельность. В этой ситуации Сергей столкнулся с двумя новыми проблемами: «Мы приглашали сильных специалистов по шахматам, но не каждый обладал педагогическим талантом. Многие следовали морально устаревшей обучающей системе, разработанной еще в СССР. При ней тренер сухо рассказывал материал и уходил. Тогда как современное обучение требует максимальной вовлеченности ребенка в процесс. Его нужно заинтересовать, наладить с ним личный контакт, при необходимости провести занятие в игровой форме — например, рассказать сказку о Шахматном королевстве. Если ребенку станет скучно, он быстро покинет школу».

По словам предпринимателя, сильный наставник является основой филиала шахматной школы. При таком преподавателе нет текучки среди учеников и нет потребности вкладывать средства в рекламное продвижение конкретной точки: дети сами приходят, узнав, что здесь можно увлекательно и с пользой провести время.

Второй непростой задачей стало администрирование. Как признается Сергей, ему было довольно трудно управлять людьми так, чтобы они в точности выполняли все указания и их действия не сказывались отрицательно на прибыли компании. Чтобы бизнес не терял клиентов и доход, партнеры приняли решение о найме помощников. На текущий момент 38 собственных филиалов разделены на два дивизиона в зависимости от местоположения и логистики. У предпринимателей в подчинении находятся по два администратора, следящих за работой школы.

Мы заинтересованы в сильных партнерах, которые понимают специфику данного бизнеса и идеально разбираются в шахматах.

«Без грамотного управления трудно конкурировать в сфере образовательных услуг, — отмечает Сергей. — Тем более, что спрос на них за последние годы значительно вырос. Причем мы соперничаем не только с шахматными школами, но и с другими тематическими секциями. Нашим филиалам иногда приходится бороться за маленьких клиентов, к примеру, с кружками по рисованию. Нужно доказывать и взрослым, и детям, что именно у нас можно провести время с интересом и пользой».

Обучение в шахматной школе

«Шахматная школа №1» старается заполучить учеников сразу на 4 года — именно на такой период рассчитано обучение. За это время дети могут развить навыки до уровня, соответствующего третьему взрослому разряду по шахматам, и поступить в спортивную школу. Как отмечает Сергей, немногие ученики выбирают такую карьеру: чаще всего родители забирают их после двух лет обучения, когда ребенок способен спокойно обыграть взрослых.

На данный момент текучка в школе сократилась более чем вдвое и составляет 20%. В 44 филиалах обучается около 500 человек в возрасте от 4 лет. Максимального возраста не существует, правда, взрослых чаще собирают в небольшие группы или рекомендуют им записаться в онлайн-школу. По эффективности обучения она не уступает офлайн-формату и при этом имеет ряд преимуществ: ученики могут заниматься в удобном для себя месте, а после просматривать уроки в записи. Пока дистанционное обучение привлекает 3% от общего числа клиентов, но, по словам Сергея, этот перспективный сегмент будет быстро расти.

При заявленном количестве учеников годовой оборот компании составляет около 12 млн рублей: занятия в группах проводятся 1-2 раза в неделю, а средняя стоимость обучения составляет 3 тыс. рублей в месяц. Также школа зарабатывает на дополнительных услугах: проведении турниров, мастер-классов и онлайн-обучении. По словам Сергея, у клиентов пользуются популярностью корпоративные соревнования, в рамках которых сотрудники выясняют, кто из них самый сильный шахматист. Судя по прайс-листу, указанному на сайте школы, проведение такого чемпионата обойдется в 100 тыс. рублей. Кроме того, лекция с гроссмейстером будет стоить 50 тыс., а сеанс одновременной игры — 15 тыс. рублей. Как отмечает предприниматель, такие мероприятия проводятся бессистемно, от случая к случаю, так как у компании пока нет четкой стратегии продвижения данного вида услуг.

Расширение школы проходит в том числе благодаря продаже франшизы. На текущий момент из 44 филиалов 6 принадлежат партнерам и расположены в Подмосковье, Нижнем Новгороде и Казани. Паушальный взнос составляет 100 тыс. рублей, при этом, по словам Сергея, компания не спешит вступать в деловые отношения: «Мы заинтересованы в сильных партнерах, которые понимают специфику данного бизнеса и в идеале разбираются в шахматах. Мы хотим, чтобы компании привлекали профессиональных наставников-педагогов, но у нас не до конца разработана система их обучения. К сожалению, школа сталкивалась с примерами неправильного подбора локации и тренера, из-за чего филиал быстро закрывался. Поэтому наша задача — свести к минимуму все риски».

Почему вам не нужен инвестор, чтобы открыть свое дело

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: