Сотни компаний на стадии запуска заинтересованы в привлечении стороннего капитала. При этом, по словам основателя сервиса Calendar и инвестора Джона Рэмптона, молодые предприниматели совершают примерно одни и те же ошибки. Опираясь на свой практический опыт, бизнесмен выделяет 25 причин, по которым он не стал бы вкладывать деньги в стартап. Мы приводим его аргументы, которые, возможно, помогут новичкам в поиске начального капитала.
У вас нет успешного опыта в бизнесе
Я с большей вероятностью откажу вам, если у вас нет успешного опыта в бизнесе. Вы реализовали какой-либо проект или провели удачную краудфандинговую кампанию? Расскажите об этом и убедите меня в том, что вы обладаете всем необходимым для запуска компании с «нуля». Я хочу быть уверенным в том, что ваш бизнес достоин моих денег и что инвестиции приведут нас обоих к успеху.
Я вам не доверяю
Я инвестирую не в компании, а в людей. Поэтому, чтобы получить от меня деньги, вы должны добиться моего доверия. Если я буду сомневаться в ваших суждениях и лидерских качествах, то не потрачу ни одной лишней минуты на обсуждение стартапа.
У вас нет квалифицированной команды
Допустим, как основатель компании вы мне понравились. После этого я должен убедиться в том, что вы обладаете высококвалифицированной и дисциплинированной командой, способной соблюдать сроки и выполнять поставленные задачи. Если таковой нет, не ждите от меня инвестиций.
У вас нет сплоченной команды
Мало иметь команду специалистов — важно уметь их сплотить и направить к цели. Если ваши сотрудники постоянно ссорятся, я не стану рисковать своими деньгами.
Вы не доверяете мне
Я не прошу раскрывать все детали того, как устроен ваш стартап. Однако если я вкладываю деньги, то должен быть достаточно осведомлен о бизнес-платформе вашей компании. При этом не стоит переживать, что мне захочется украсть вашу идею, — я слишком занят, чтобы заниматься этим.
У вас нет бизнес-плана
Даже если к вашему продукту есть интерес со стороны рынка, я придержу деньги, пока вы не покажете свой бизнес-план. Этот документ должен не только рассказать, как вы намерены развиваться ближайшие пару лет, но и по-настоящему впечатлить меня.
У проекта нет финансового потенциала
Я избегаю стартапы, чьи продукты или услуги неинтересны потенциальным клиентам. Поэтому, прежде чем обращаться ко мне, получите хотя бы несколько предварительных заказов. Так вы убедите меня, что у проекта есть финансовый потенциал.
У вас нет прототипа продукта
Одной отличной идеи недостаточно — убедите меня в том, что она может успешно работать. Перед тем, как раскрыть кошелек, я должен увидеть действующий прототип и нескольких клиентов, использующих ваш продукт.
Идея не уникальна
Чаще всего я избегаю стартапы, идущие по проторенной колее. Если вы хотите работать со мной, удивите чем-то уникальным, чего еще нет у конкурентов. Возможно, вы придумаете какую-либо новую идею, которая базируется на известной бизнес-модели.
Вы игнорируете критику
Нам не по пути, если вы не готовы прислушиваться к моим советам, а также отторгаете любую критику. Однажды со мной приключилась следующая история: ко мне за помощью обратились основатели стартапа. Во время беседы они услышали от меня несколько рекомендаций, на которые настолько обиделись, что написали в своем блоге, будто я не разбираюсь в бизнесе. Через какое-то время их компания распалась.
Вы неадекватно оцениваете стартап
При поиске инвестора важно знать, сколько стоит ваша компания и какую сумму вы намерены привлечь. На мой взгляд, ценность стартапа формируется исходя из прошлых достижений его основателей и на потенциале проекта. Если я почувствую, что вы требуете слишком большую сумму, то поищу другие инвестиционные возможности.
Вы не справляетесь с отказами
Во время поиска стартового капитала вы будете постоянно сталкиваться с отказами. Проанализируйте свою реакцию на них: вы жалуетесь на несправедливую жизнь или стараетесь вычленить что-либо полезное из каждого «нет»? Многие инвесторы обращают внимание на то, как предприниматель справляется с отказом, поскольку это говорит о его личности.
Вы не приложили усилий, чтобы добиться моего внимания
Если вы отправили мне бизнес-план по электронной почте, скорее всего, он окажется в корзине. Чтобы добиться моего внимания, найдите людей, которые смогут вас порекомендовать и выступить вашим поручителем. Я вкладываю средства в стартапы, чьи основатели действительно заинтересованы в моих деньгах, а потому готовы приложить усилия, чтобы пообщаться со мной.
Вы работаете в малознакомом секторе
Я отказываю стартапам, работающим в малознакомом для меня секторе. Поэтому прежде чем обратиться ко мне, узнайте о моих компетенциях. Если я вам не подхожу, обратитесь к другим, более квалифицированным в вашей области инвесторам.
Вы стараетесь угодить всем клиентам
Некоторые новички совершают серьезную ошибку: вместо запуска одного, но лучшего продукта они стараются реализовать сразу несколько проектов. Таким предпринимателям я хочу дать совет: не пытайтесь удовлетворить всех потенциальных клиентов — сосредоточьтесь на тех, кому вы сможете предложить самую мощную разработку.
Ваша идея неубедительна
Я скептически отношусь к революционным идеям до тех пор, пока стартап не предоставит мне убедительные доказательства своей правоты в виде масштабных исследований рынка, первых клиентов и поддержки со стороны других бизнесменов. Мне как инвестору хочется вкладываться в проверенные отрасли и технологии.
Вы предлагаете устаревшие технологии
Бизнес в сфере технологий развивается семимильными шагами. По этой причине инвесторы предпочитают новые проекты, а не забытые всеми разработки. Даже если в мире живут миллионы любителей ретро, смотрящих фильмы на VHS-кассетах, не нужно предлагать мне инвестировать в подобное производство.
Вы тяните с запуском проекта
Чем дольше вы откладываете запуск проекта, тем меньше у вас шансов получить мои деньги. Помните: нет ничего плохого в том, чтобы представить продукт на рынке, а затем, получив обратную связь от партнеров и клиентов, внести в него доработки.
У вас нет маркетинговой стратегии
Отсутствие четкой маркетинговой стратегии не выдерживает никакой критики. Если вы не знаете, как намерены продвигать и продавать свой продукт, а также бороться с конкурентами, не стучите в мою дверь.
Вы упустили основную цель
Создание каждого продукта подчинено решению определенной клиентской проблемы. Однако в процессе формирования компании бизнесмен может упустить из виду главную цель. Перед началом сотрудничества я должен убедиться в том, что вы помните об основной проблеме своих покупателей и знаете, как ее решить.
Вы не разбираетесь в индустрии
Я отказываю предпринимателям, плохо разбирающимся в бизнес-секторе, в котором они намерены запустить стартап. Если вы работали хотя бы в смежной отрасли, это по крайне мере свидетельствовало бы о том, что вам знакомы потребности потенциальных клиентов. Однако если вы далеки от индустрии и теряетесь в данных, я могу подловить вас на этом.
Вы нерационально тратите инвестиции
Если вы тратите привлеченные средства на брендированные бейсболки, брелки или кофейные кружки, мне нет смысла инвестировать в ваш стартап. Выпустить пару футболок в рекламных целях — это нормально, но зачем отводить на это большую часть капитала, столь необходимого для запуска продукта? Кроме того, проследите, сколько денег уходит на вашу, как основателя компании, зарплату. По мнению генерального директора CarDash Юнона Вайса, руководитель должен получать сумму, которая сможет покрыть его базовые потребности и при этом поддерживать легкий финансовый дискомфорт, служащий дополнительным стимулом для усердной работы.
Вы не беспокоитесь о будущем
Я отказываю стартапам, не думающим о завтрашнем дне. Конечно, никто из нас не в силах предсказать будущее, однако мне ближе бизнесмены, которые строят планы на годы вперед, а не фокусируются только на сиюминутных задачах.
У вас нет других инвесторов
Мое доверие к стартапу возрастает в том случае, если я вижу, что компанией интересуются другие инвесторы. Это означает, что мои коллеги находят в данном проекте потенциал и готовы рисковать своими деньгами. Наличие двух-трех инвесторов значительно помогает в продвижении бизнеса.
Вы не замечаете свои недостатки
Если многие из указанных выше пунктов относятся к вам, но вы этого не поняли, — это существенная проблема. Дело в том, что я не сотрудничаю с людьми, которые не видят своих недостатков либо не знают, как их преодолеть. Помните: никто не идеален. Поэтому примите свои слабости и поработайте над ними. 5 типичных ошибок при поиске стартового капитала