Карьера
09 апреля, 2020

«‎Я заражусь в любом случае». Работник службы доставки рассказывает о своих впечатлениях от происходящего

Карантин наделил курьеров практически героическим статусом. Мы поговорили с одним из них и узнали об изменениях, которые произошли в их работе из-за пандемии.

Если коронавирус наделил героическим статусом всех работников медицинской отрасли, то самоизоляция проделала то же самое с курьерами. Последним благодарны все, кто по разным причинам не может покинуть пределы своего дома. Но каково положение людей, которые, по образу сталкера, исследуют пустынный город в поисках адресата? Мы поговорили с Дмитрием Ситниковым, работником российской службы доставки, и спросили у него, в каком положении сейчас находятся курьеры, как сильно изменился их заработок и что он сам думает обо всей этой ситуации.

Сейчас практически все на изоляции, в относительной безопасности, а вам, курьерам, приходится работать. У вас у самого нет страха на этот счет? Не боитесь заболеть?

Нет, заболеть я не боюсь. Это может коснуться меня, если я буду работать. И также это может коснуться меня, если я останусь дома на самоизоляции, — просто немного позже. Мне в любом случае придется ходить за продуктами, открывать двери магазинов. Поэтому, судя по всему, я заражусь в любом случае — это только вопрос времени.

Изменились ли санитарные требования к курьерам? Например, обязывают ли вас сейчас работать в перчатках, носить маски, иметь при себе санитайзеры?

Да, если раньше перчатки были необязательны, то сейчас многие работают в них. Поэтому можно сказать, что это стало дополнительным требованием. Хотя некоторые курьеры, к их числу принадлежу и я, обходятся без перчаток. Что касается масок и антисептиков, то этот момент часто регламентируется самими ресторанами. Многие заведения требуют, чтобы курьер был в маске. Кроме того, у них установлены антисептики, которыми мы обрабатываем термосумки и руки. Что касается наличия санитайзеров при себе — это вопрос выбора каждого курьера отдельно. Я лично ношу с собой антисептик и работаю в маске.

Я так понимаю, защитные средства вы приобретаете сами. Нет проблем с их поиском, учитывая текущий дефицит?

У меня таких проблем не было. Я через знакомых достал и антисептики, и маску. Как другие ребята их покупают, если честно, не знаю. Ну, например, с масками у нас в Волгограде проблем нет. Их можно купить в любой аптеке, только стоят они сейчас в районе 100-150 рублей. Речь идет о тканевой маске, многоразовой. У меня как раз такая, я ношу ее на работе, а дома обрабатываю антисептиком.

Вы сказали, что работаете без перчаток. Приходилось ли слышать от заказчиков претензии на этот счет?

Такого еще не было. Бывало, что спрашивали: почему нет перчаток? Дает ли нам работодатель какую-нибудь защиту, чтобы нас обезопасить?

Насколько увеличился ваш заработок в период карантина?

Зарабатывать я стал примерно процентов на 20-30 больше по сравнению с прошлым периодом. При этом количество заказов увеличилось в 2-2,5 раза.

Почему при двукратном увеличении заказов зарплата повысилась лишь на четверть?

Все дело в методе расчета. У нас есть два способа начисления зарплаты: по минимальной ставке, когда выплата идет за количество отработанных часов, или по количеству заказов и пройденного километража. Соответственно, начисление происходит по тому методу, который приносит больше денег за смену. Вот я раньше получал по минимальной ставке. Теперь, поскольку заказов стало больше, я работаю по «сдельщине», и мой заработок увеличился на соответствующий объем — где-то до 30%. При этом стоит отметить, что увеличилось и время работы и общее количество персонала. Если раньше у нас работало от 130 до 140 человек по городу, то теперь в районе 170-180.

А чаевые стали больше?

Да, чаевые теперь оставляют чаще. Тут еще сыграла роль новая функция в приложении, позволяющая переводить чаевые безналично. Ну и, конечно, люди сами понимают, что сейчас это тяжелая работа, поскольку есть риск заразиться. И стараются оставлять хотя бы по 50 рублей.

Стало ли к вам лояльней руководство? Все-таки курьеров сейчас никто терять не хочет.

В какой-то степени да, руководство стало более лояльным. В частности, они стали предоставлять больше времени для доставки. Если, допустим, курьер опаздывает, он может обратиться в службу поддержки и предупредить о задержке, указывая при этом причину. Все-таки заказов сейчас много, и по естественным причинам курьеры иногда просто не успевают обслужить всех клиентов своевременно. И служба поддержки в случае отмены заказа компенсирует траты. Раньше подобная компенсация происходила намного реже и труднее. Чтобы подтвердить обоснованность опоздания, нужно было предоставлять доказательства в виде скриншотов переписки, геолокации и много чего еще.

Вы бы хотели, чтобы эта ситуация с карантином продлилась подольше?

Нет, даже с учетом того, что курьеры сейчас востребованы. У людей просто недостаточно средств для того, чтобы эта ситуация длилась долго и чтобы наши услуги оставались для них актуальными на протяжении всего этого времени. Мое личное мнение: если данная ситуация с изоляцией продлится еще хотя бы 2-3 недели, то курьеры уже будут не нужны, поскольку у людей элементарно не будет возможности заказывать еду на дом. Из прочитанных мною статей на эту тему я понял, что у больше половины наших граждан нет сбережений, чтобы протянуть даже следующий месяц. То есть если каникулы продлятся до 30 апреля, то к этому времени у людей полностью закончатся деньги. Плюс потом еще должно пройти несколько месяцев на восстановление прежнего образа жизни. То есть в лучшем случае люди вернутся к полноценной жизни только к лету, когда им снова начнут платить полноценную зарплату. И то у многих эти деньги пойдут на погашение долгов и кредитов.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: