«Ты не готов»: как отказать сотруднику в повышении
Желание занять новую должность — вполне естественный элемент карьерного роста. Некоторые сотрудники на данном этапе предпочитают сами проявить инициативу и обратиться к руководителю с просьбой о повышении. Последний не всегда готов дать утвердительный ответ. Что делать, если вы руководитель или собственник бизнеса и оказались в ситуации, когда работник просить перевести его на позицию выше, но вы понимаете, что он для нее не подходит?
Когда стоит сказать «нет»
Многие люди настроены на то, чтобы постепенно двигаться вверх по карьерной лестнице: например, в августе 2023 года сервис по поиску работы и сотрудников «Работа.ру» выяснил в своем исследовании, что 72% участников опроса планируют повышение в должности. Ради своей цели они готовы учиться, брать больше задач и даже сменить место занятости. Но, что хорошо для сотрудника, необязательно подходит для бизнеса: если вы собственник компании или являетесь руководителем, то понимаете, что не всегда желания работников совпадают со стратегическими целями организации.
Мы уже писали о том, что делать, если сотрудник хочет занять руководящую позицию и полагает, что может на нее претендовать. И одна из рекомендаций — подготовиться к такому разговору и обратиться к начальнику напрямую. Если вы оказались тем самым начальником, вполне вероятно, что могут иметь место обстоятельства, из-за которых вы решите отказать подчиненному.
Какие признаки могут говорить о том, что специалист и правда пока не готов занять более высокую должность?
- Он не понимает, что его предложение не целесообразно для компании с точки зрения дальнейшей стратегии ее развития. Например, работает в отделе продаж и считает, что выполняет довольно много задач, помимо своих основных обязанностей: скажем, уделяет время корпоративной жизни, помогает в организации мероприятий компании. Он полагает, что «дослужился» до повышения и вообще «засиделся на мелкой работе», поэтому, когда появляется интересная вакансия, предлагает руководителю свою кандидатуру. При этом его показатели по основным должностным функциями весьма средние, и на желаемой позиции он вряд ли принесет компании пользу.
- Не приводит убедительных доводов, которые могли бы продемонстрировать его готовность к повышению. Например, не может предоставить результаты ранее проделанной работы, благодаря чему станет понятен его вклад в деятельность компании. Или не рассказывает о том, как построит работу, если займет желаемую должность: вас интересует его видение дальнейшей деятельности, но он плохо представляет, в чём она будет заключаться.
- У него проблемы с тайм-менеджментом. Вы понимаете, что с текущими задачами сотрудник справляется неплохо, но часто выполняет их в последний момент, задерживается после работы, подводит других участников проекта.
- Не умеет работать в команде, а коллеги не относятся к нему как к лидеру. Поэтому вам кажется, что на месте руководителя он вряд ли сможет организовать эффективный рабочий процесс.
- Не выходит за рамки своих прямых обязанностей. Не предлагает интересных решений, не берет на себя больше, чем оговорено в должностной инструкции.
- Его основная мотивация — финансовый рост, а вовсе не благополучие организации.
Если вы до конца не уверены, какое решение принять, можно задать самому себе несколько уточняющих вопросов:
- Является ли сотрудник наиболее подходящей кандидатурой на должность, на которую претендует?
- Получится ли у него принести компании большую прибыль и пользу, чем она получает от него сейчас?
Процесс переговоров с вами для сотрудника — непростое решение. Поэтому даже если вы понимаете, что по какой-то из причин он не подходит для повышения, обратную связь желательно предоставить максимально корректно и мягко.
Как сказать «нет»
- Попросите время на то, чтобы обдумать его предложение: иногда бывает так, что на эмоциях вы хотите отказать, но, проанализировав разные факторы, принимаете иное решение. Так или иначе, даже если вы не передумаете, сможете подготовиться и дать ответ в более конструктивной форме.
- Проявите эмпатию: наверняка сотрудник испытывал беспокойство во время подготовки к встрече. Да и отказ, скорее всего, это не тот ответ, на который был расчет. Возможно, он будет расстроен или даже разозлен: подумайте, что поможет ему пережить негативную обратную связь более спокойно.
- Поговорите лично: не оправляйте ответ по корпоративному мессенджеру или почте. И тем более через секретаря.
- Объясните свою позицию, отметив те профессиональные качества сотрудника, которые могли бы ему помочь занять желаемую должность. Например, если он хочет возглавить отдел продаж, скажите, что его активное участие в корпоративной жизни компании очень важно и наверняка умение строить отношения в коллективе и вовлекать сотрудников в мероприятия оказались бы полезны. Но так как показатели его продаж находятся на уровне стандартных, скорее всего, ему будет сложно руководить людьми, которые добиваются более высоких результатов.
- Расскажите о том, за что вы цените сотрудника, чтобы он почувствовал свою необходимость. Отметьте его сильные качества и подчеркните, что он приносит много пользы и на текущем месте работы.
- Возможно, вы готовы предложить ему альтернативу. Например, вместо желаемого повышения заняться интересным проектом: озвучьте такой вариант.
- Если сотрудник захочет дать обратную связь, предоставьте такую возможность. Не забудьте также поблагодарить его за проявленную инициативу. Будьте готовы, что после отказа он не захочет продолжать работать у вас. Однако не забывайте, что как собственник или руководитель вы придерживайтесь интересов компании, и ее стратегические цели для вас превыше всего.
5 признаков того, что ваши сотрудники ненавидят свою работу
Простые инструменты, которые помогут автоматизировать бизнес-процессы
Почему увольнение — иногда единственный способ увеличить свою зарплату