Родион Махов
Родион Махов
20 сентября 2023

Специфика бизнеса и экономики Римской империи

Не так давно в интернете завирусился мем: «Как часто вы думаете о Римской империи?» Вопрос взбудоражил массы, а нам стало интересно разобраться в том, как процветал бизнес, и узнать традиции делового оборота, потому что след, оставленный этим великим государством в истории человечества, невозможно переоценить. К слову, дороги, созданные еще в те времена (490–400 лет до н.э.) были протяженностью от 80 до 300 тысяч километров, и до сих пор сохранившиеся части транспортного полотна находятся в первозданном состоянии. Римская империя имела обширные связи по всему миру, развитую торговую сеть, что зародило свои традиции бизнеса и своего рода предпринимательства. Сегодня мы расскажем об отдельных аспектах экономики, логистики и бизнеса Великой Римской империи.

Экономика

Экономика Римской империи была основана на торговле как основном источнике доходов. Так же население платило государству деньги, а взамен платило за это деньги в казну. В государстве была разрешена свободная конкуренция, и органы власти никак не вмешивались в бизнес-процессы предпринимателей тех времен, лишь в случае острой общественной нужды — например, создание монополии силовым путем. Самое главное — платите налоги. Последние уплачивались в размере от 5 % до 10 %, но так же имели место и косвенные налоги на рабов, наследство, предметы роскоши. Сельскохозяйственная деятельность, добыча ценных металлов, ремесло так же являлись основой экономики Римской империи. К слову, о тех самых дорогах: они стали артериями, по которым перевозился товар и прочие грузы, но были развиты и морские перевозки, которые римлянам удалось монетизировать. Например, крупнейшим кораблям тех времен удавалось перевозить грузы свыше 250 тонн.

Морские перевозки

По всему римскому миру активно перевозились товары, но ввиду существенных ограничений дороги хоть и были, но не везде, а их стоимость и временные затраты на перевозку были очень высоки. А вот доставлять товары по морю было гораздо дешевле, чем, например, по реке или суше. К слову, соотношение затрат составляло 1 к 28. Но иногда способ транспортировки определялся обстоятельствами, так как в некоторые месяцы море было неспокойным, и любые перемещения по воде были запрещены, да и морская навигация все еще считалась мероприятием очень рискованным: было зафиксировано около 900 кораблекрушений, и в основном тонули судна вместимостью 75 тонн.

Мелкая торговля

Магазинчики, как правило, располагались вдоль линии жилых домов или же являлись их частью. Они представляли из себя небольшую комнату с прилавком, которая на ночь закрывалась тяжелыми ставнями, и многие товары производились там же после закрытия. Существовали и розничные лавки, которые перепродавали товары, произведенные в других местах. Как правило, это была посуда или иная домашняя утварь. Покупатели всегда торговались — это некая особенность рынка, но все покупки обязательно совершались до наступления темноты. Дело в том что улицы даже в самом Риме не патрулировались, и выходить после наступления темноты одному, без охраны, да еще и с ценными товарами было очень рискованно — грабежи и разбой в ночи были обычным делом. Воровство средь бела дня тоже процветало, но наказание было довольно-таки суровым: в случае, если вора поймали, он должен был возместить четырехкратную стоимость товара, а за разбой и вовсе предполагалась смертная казнь.

Торговые центры и форумы

Утверждается, что само понятие торгового центра изобрели римляне. Например, Рынок Траяна представлял собой огромное открытое здание в Риме, которое, с большей вероятностью, и является первым полноценным торговым центром в мире. Занимательно, что даже спустя две тысячи лет его стены все так же держат свод крыши — строили не на века, а на тысячелетия. Двухэтажное здание вмещало порядка 150 магазинов, и такой инновационный способ комбинирования торговых рядов привлекал тысячи жителей в одно место за покупками. Возможно, в том же месте и зародился кросс-маркетинг, но римляне об этом еще не подозревали.

Форумами же называли площади или главные рынки, где происходили все экономические и юридические действа того времени. Там заключались договоры, продавались товары, совершались сделки, выступали ораторы, проводилась агитация перед выборами. Можно сказать, что это были прародители местных бизнес-центров, разве что в империи не подавали капучино в промышленных масштабах.

Термополии, или рестораны быстрого питания

Те самые Помпеи, которые некогда уничтожило извержение Везувия, были затоплены термополиями — аналогами баров, таверн, столовых, в которых можно было поесть и выпить. В этих заведениях предлагали горячую еду, причем цены там были, как правило, вполне демократичными, и даже обычный рабочий мог позволить себе там отужинать. Заведения пользовались огромной популярностью, так что проблем с отсутствием гостей местные рестораторы не испытывали. Если заведение было довольно большим, то там обязательно присутствовала барная стойка L-образной формы, за которой принимали пищу и непринужденно беседовали посетители. И самая интересная особенность: как правило, термополии примыкали к дому владельца и его семьи, так что бизнес порой носил семейный характер, и все яства готовились непосредственно в этом же месте, так что цена ошибки, плохого сервиса или невкусного блюда была довольно высокой.

Гостиничный бизнес

Во всех городах империи было множество так называемых ночлежных домов, но качество оказываемых там услуг оставляло желать лучшего. Люди с хорошим достатком избегали таких мест, просили ночлега у знакомых или же останавливались где-то в пути, чтобы найти более уютное место в объятиях первозданной природы. Ничто, кроме острой нужды, не могло заставить их попасть в такие ночлежки, которые именовались как «места всеобщих увеселений», от чего их постояльцы, как правило, принадлежали к самому низшему классу. О комфорте говорить также не приходилось: несмотря на то, что путешественникам предоставят еду, вино и ночлег, лошадей «парковали» в непосредственной близости от хозяев, отчего запах в таких домах был ну очень уж специфический. Койко-места были рассчитаны на крайне непривередливого путника, который привык довольствоваться сном на земле, но на случай острой нужды была хотя бы крыша над головой.