Анна Жуковская
Анна Жуковская
17 января 2024

Самопрезентация в бизнесе

У нас есть только один шанс произвести первое впечатление. Эта расхожая фраза не теряет своей актуальности ни в одной из сфер жизни. Собеседование, знакомство с потенциальным партнером, общение с заказчиками — то, как нас изначально воспринимают другие люди, напрямую влияет на дальнейшую коммуникацию.

Если приложить данную гипотезу к бизнесу, то навыки предпринимателя по части самопрезентации имеют большое значение для дальнейшего сотрудничества с клиентами. Попробуем разобраться, как рассказывать о себе и своем проекте так, чтобы покупатели хотели приобретать товары и заказывать услуги именно у вас.

Что такое самопрезентация

Говоря простыми словами, это действия, направленные на формирование у других людей определённого представления о нас, своеобразный навык управления впечатлением. Причем к нему относится не только речь, в которой человек рассказывает про свое дело, но и его внешний вид, тембр голоса, мимика, особенности поведения и т.д.

Хотим мы того или нет, окружающие всё равно воспринимают нас определенным образом. И в наших силах на этот процесс повлиять. Важно учитывать данный момент, когда речь идет о предпринимательской деятельности: ведь от того, насколько уверенно и увлекательно вы рассказываете о том, чем занимаетесь, зависит интерес потенциальных клиентов к вашему проекту. В частности, такой эффект хорошо прослеживается в сфере малого бизнеса. Особенно в сфере услуг: например, когда владелец является экспертом в какой-то сфере и продает свои знания и навыки.

Почему навык самопрезентации важен для предпринимателя?

  • Позволяет установить новые связи, используя возможности нетворкинга: привлечь партнеров, найти полезные деловые контакты, подобрать подрядчиков, усилить репутацию компании, работать над HR-брендингом.
  • Помогает донести до потенциального клиента идею о том, чем вы можете быть полезны для его бизнеса/повседневной жизни/профессиональной сферы и повысить доверие, что является основой для дальнейших продаж.
  • Дает возможность формировать деловую репутацию по мере того, как всё больше людей узнают о вашей деятельности.

Навыки самопрезентации необходимы в самых разных ситуациях: например, во время публичных выступлений на экспертных мероприятиях, где необходимо не только представить доклад или лекцию, но и рассказать о себе. Или во время неформального общения в новом кругу: допустим, на деловом завтраке или обучающем курсе.

Впервые понятие самопрезентации было рассмотрено в книге Ирвина Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», опубликованной в 1959 году. Он писал о том, что, рассказывая о себе и своей деятельности другим людям, человек ведет себя подобно актеру. То есть, так или иначе, мы прикладываем определенные усилия для того, чтобы произвести нужное именно нам впечатление на окружающих, осознанно или нет. Однако от того, насколько правильно это делается, зависит и конечный результат, на который мы рассчитываем.

Ключевые компоненты эффективной самопрезентации

  1. Уверенность в себе: как правило, тесно связана с самооценкой и отношением к собственной деятельности. Когда человек сомневается в своих компетенциях, стесняется публичных выступлений, полагает, что другие люди более профессиональны, чем он, ему сложно рассказывать о себе достаточно уверенно. В таком случае одна из ключевых задач — работа над своими страхами: иногда лучше в тандеме со специалистом.
  2. Речь и ее содержание: важно учитывать, насколько мысли и способ их изложения уместны в том контексте, в котором мы говорим о себе. Например, самопрезентация при неформальном общении будет отличаться от рассказа о себе во время выступления со сцены: в первом случае акцент можно сделать на навыках личной коммуникации, пообщаться с человеком, попросить его рассказать о себе. Во втором — приложить усилия, чтобы захватить внимание аудитории, таким образом расположив ее к своей персоне.
  3. Внешний вид: его уместность и соответствие ситуации. Например, надевать деловой костюм на бизнес-завтрак не всегда уместно, а для выступления на конференции едва ли подойдет спортивный стиль одежды. Важно учитывать формат события и требования к дресс-коду, и, конечно, выглядеть опрятно, вне зависимости от контекста.
  4. Невербальное общение: язык тела, мимика, тембр голоса и т.д. Можно подготовить текст для самопрезентации. Однако если во время рассказа о себе у вас дрожит голос или вы ведете себя суетливо, вряд ли получится создать впечатление уверенного человека, предлагающего достойный продукт.
  5. Особенности поведения: как во время самопрезентации, так и в остальное время вежливость, уверенность в себе, внимательное отношение к окружающим, эмпатия играют важную роль.

Как предпринимателю правильно построить самопрезентацию

  • Шаг первый: как и в маркетинге, начинать важно с основ. Разберитесь, где и кому вы собираетесь презентовать себя и свой проект: кто ваша целевая аудитория, какое мероприятие больше всего подходит для данной цели. Затем подумайте: что важно будет услышать людям о вас, чтобы захотеть стать вашим партнером или клиентом. Обязательно подготовьте речь. Можно использовать одну из формул написания продающих текстов, например, AIDA: завладеть вниманием, вызывать интерес, усилить его и, наконец, предложить решение.
  • Шаг второй: потренируйтесь заранее. Если у вас большой опыт выступлений на публику, скорее всего, вам часто приходилось говорить о себе. Однако вряд ли вы тогда стали бы читать данный текст. Поэтому после того как основные мысли для самопрезентации подготовлены, прочитайте их вслух. Подумайте о том, в какие моменты вашей речи вы сможете обратиться к аудитории, хотите ли задать слушателям какие-то вопросы, насколько комфортно вы себя чувствуете и уверенно держитесь.
  • Шаг третий: помните о том, что помимо голоса о вас говорит язык тела. Старайтесь держаться прямо, свободно двигаться, при необходимости использовать жестикуляцию, улыбаться и говорить уверенно. Во время самопрезентации поддерживайте визуальный контакт со слушателями. Старайтесь говорить четко, громко и избегать слов-паразитов. Кстати, предварительная репетиция помогает справиться с такими задачами.
  • Шаг четвертый: не стесняйтесь общаться с аудиторией, задавать вопросы и отвечать на те, которые обращены к вам. Кстати, начать выступление с вовлечения — чаще всего удачный ход.
  • Шаг пятый: дополните самопрезентацию запоминающейся историей. Сторителлинг и яркий пример всегда запоминаются лучше, чем сухое изложение фактов. Они помогают повысить лояльность слушателей.

5 художественных фильмов о бизнесе и предпринимателях

Какие софт-скилы нужны начинающему предпринимателю, чтобы успешно развивать свое дело