Анна Жуковская
Анна Жуковская
27 декабря 2023

Нетворкинг для предпринимателей: чем профессиональные знакомства полезны бизнесу

Умение заводить знакомства с полезными людьми — навык, который в современном мире имеет огромное значение для профессионального роста, развития и построения бизнеса. Как показывает практика, найти подходящих сотрудников, усовершенствовать свой проект, привлечь партнеров или инвестиции проще, когда рядом с вами есть единомышленники, способные поделиться своим опытом или нужными контактами. Сегодня попробуем разобраться, как использовать нетворкинг для своего бизнеса и найти полезные знакомства.

Преимущества нетворкинга

Начнем с определения: так называют деятельность, в ходе которой предприниматели или представители иной сферы налаживают полезные для карьеры или бизнеса контакты. Например, различные российские и зарубежные исследования рынка труда говорят о том, что примерно четверть соискателей находит работу благодаря своим профессиональным контактам. Кстати, работодатели также заявляют, что нередко используют возможности нетворкинга для поиска подходящих кандидатов в свои компании, особенно на руководящие позиции.

В чём польза нетворкинга для предпринимателей:

  • Дает возможность найти единомышленников и поддержку: друзья, знакомые, семья не всегда могут понять трудности, которые возникают у собственника бизнеса или руководителя. В таком случае важно найти окружение, где будут люди с похожими интересами и ценностями.
  • Является способом перенять чужой опыт и увидеть точки роста в собственном проекте: говорят, что учатся на ошибках, но лучше, если они будут чужие. Успешные и опытные предприниматели могут поделиться своими факапами, указать на проблемные места в вашем проекте и помочь минимизировать риски, которые возникают у большинства бизнесменов на разных этапах.
  • Предоставляет ресурс для анализа своих слабых и сильных сторон благодаря обратной связи. Не всегда собственнику удается объективно оценивать внутренние процессы: мнение со стороны будет полезным.
  • Может быть способом найти партнеров или привлечь средства в свой проект: для данной цели существуют специальные площадки, помогающие основателям стартапов найти потенциальных инвесторов. Или подобрать сотрудников в свою компанию.
  • Позволяет стать более заметным в профессиональном сообществе и поработать над собственным имиджем: деловую репутацию эффективнее формировать своими руками, чем ждать, пока она сложится самостоятельно.
  • Повышает уровень мотивации: нетворкинг предполагает участие в мероприятиях в формате мозгового штурма, обучающих проектов, выступления известных спикеров, в результате чего у вас появляются новые идеи и желание их воплощать. Кроме того, в некоторых бизнес-сообществах люди внедряют систему отчетности друг перед другом, что помогает довести начатое до конца.

Где заводить знакомства

  1. Онлайн- и офлайн-сообщества разной направленности: выбрать подходящее можно, отталкиваясь от задач. Например, одни помогают встретить интересных людей, пообщаться, обсудить бизнес-цели, карьерные планы или просто ваши интересы: вроде Random Coffee. Другие объединяют предпринимателей, стартаперов, инвесторов и помогают участникам презентовать проекты и общаться с единомышленниками: например, Mesto — сообщество, предполагающее встречи в формате онлайн и офлайн. Или Founders’ Monday — проект для очных встреч основателей и учредителей стартапов, задача которых — представить свои проекты и получить обратную связь. Существует сообщества для людей с опытом ведения бизнеса вроде «Клуба первых», в рамках которого проводятся полезные мероприятия по самым разным направлениям. Проектов немало. Участие во многих из них бывает платное, а для вступления обычно требуется заполнить анкету.
  2. Бизнес-клубы: довольно часто в них есть руководитель или команда организаторов, которая помогает участникам взаимодействовать друг с другом, отвечает за планирование и проведение полезных мероприятий. Существуют открытые и закрытые сообщества в онлайн- и офлайн-формате. В них проходят различные выступления интересных спикеров, масштабные мероприятия с привлечением топовых экспертов, развлекательные события. Участие часто платное.
  3. Профессиональные ассоциации: в них состоят специалисты, развивающие проекты в рамках определенных сфер деятельности. Допустим, есть Ассоциации профессиональных психологов, специалистов в области бухгалтерии, юриспруденции и т.д. Полезно с точки зрения поиска и привлечения кадров, реализации совместных проектов, обмена опытом и участия в профильных мероприятиях с образовательной целью.
  4. Работа с наставником позволяет перенять чужой опыт и повысить компетенции в конкретной области, а также установить связи в сферах, где у вашего ментора они уже наработаны.

Как сделать нетворкинг эффективным

  • Поставьте цель: что вам нужно — вдохновение, обратная связь, инвестиции, возможность пообщаться с другими предпринимателями или вы хотите обменяться с ними опытом.
  • Выбирайте площадки и форматы, которые приблизят вас к цели: необязательно вступать в бизнес-клуб успешных бизнесменов, если вы пока на старте и нуждаетесь в партнере. Возможно, более продуктивно будет подобрать место, где стартаперы ищут финансирование.
  • Будьте готовы тратить свое время: пожалуй, минус нетворкинга заключается в том, что он подразумевает подобные «вложения».
  • Если вы планируете посещать очные мероприятия, подготовьтесь: приходите на встречи немного раньше и без друзей, так проще заводить новые знакомства. Позаботьтесь об удобной форме обмена контактами: сделайте визитки с QR-кодом или NFC-меткой. А затем напомните о себе в течение суток после первого общения. И если удалось достичь какой-то договоренности (например, о совместном проекте), включите в свое сообщение конкретное предложение.
  • Залог успешного нетворкинга заключается в разумной активности: не бойтесь задавать вопросы, внимательно слушать и рассказывать о себе подробно и свободно.

Не отчаивайтесь, если первый опыт вышел неудачным: искусство коммуникации — навык, который формируется со временем. Продолжайте пробовать, чтобы добиться нужного результата, и не забывайте о цели, которую перед собой поставили.

Перспективные сферы для развития бизнеса в 2024 году

Социальная ответственность бизнеса: почему это важно и как к этому прийти