Анна Жуковская
Анна Жуковская
21 декабря 2023

Самое время: когда пора открывать свой бизнес

Сегодня желанием открыть свое дело никого не удивишь. Число российских компаний, стартовавших в сфере малого и среднего бизнеса, постепенно растет. Появляются новые меры поддержки предпринимателей, а сам формат деятельности становится всё более популярным. Попробуем разобраться, когда действительно пора открывать свой бизнес и что поможет сделать его успешным.

Позитивная динамика

В июне 2023 года компанией «Деловая среда» и медиахолдингом Rambler&/Co было проведено исследование: согласно приведенным данным, большая часть россиян считает удачным возрастом для того, чтобы заняться бизнесом, период с 18 до 35 лет (так заявили более 50% респондентов). А вот интервал с 36 до 45 лет подходящем временем для предпринимательского старта назвали только треть опрошенных.

В опубликованном нами ранее материале о том, как не допускать ошибки в бизнесе, мы также делились цифрами, которые говорят о том, что число зарегистрированных коммерческих предприятий увеличивается. Так, по информации аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, опирающейся на данные ФНС, вновь зарегистрированных коммерческих предприятий в 2022 году стало больше на 9%. А число тех, что закрылось, уменьшилось на 25%.

В ноябре 2023 года компания FinExpertiza опубликовала информацию о том, что количество занятых в малом и среднем бизнесе в сентябре текущего года составило 30,5 млн человек.

При взгляде на позитивную статистику может сложиться ощущение, что открыть и продвинуть свой проект проще простого. И чем раньше стартануть, тем лучше. Однако это не совсем верно: запустить проект — только половина дела, которая вовсе не гарантирует, что он будет успешным и сможет приносить прибыль в долгосрочной перспективе. Гораздо важнее подготовиться к предпринимательской деятельности, чтобы не пополнить ряды быстро закрывшихся компаний.

Почему бизнес терпит неудачу

О том, что львиная доля предприятий завершает деятельность в первые годы с момента открытия, слышали, наверное, все. Помимо влияния на бизнес-процессы таких факторов, которые не зависят от самого управленца (вроде кризиса в экономике), к прекращению работы компании могут привести и другие причины.

Самые распространенные из них следующие:

  • Отсутствие навыков финансового планирования, работы с ценообразованием и т.д. Начинающему бизнесмену бывает сложно привлечь в проект необходимые средства, правильно рассчитать стоимость реализуемых товаров и услуг, продумать линейку продукции, которая обеспечивала бы потребительский спрос. К сожалению, многие предприниматели игнорируют данные вопросы на старте и не уделяют внимание бизнес-планированию в силу нехватки определенных компетенций. В процессе деятельности они сталкиваются со сложностями, которые нарастают как снежный ком и разобраться с которыми не всегда получается. Например, возникают трудности с ведением учета, уплатой налогов и страховых взносов, случаются кассовые разрывы и т.д.
  • Недостаток управленческого опыта, который мешает корректно руководить процессами внутри компании: искать подходящих сотрудников, делегировать полномочия, распределять обязанности, справляться с возникающими трудностями, своевременно обращаться за помощью в консалтинговые фирмы, проводить аналитику текущей деятельности и работать над ошибками.
  • Проблемы с маркетинговой стратегией: не всегда предприниматели осознают, как важно заниматься продвижением своей продукции и привлечением клиентов, особенно в условиях рынка с высоким уровнем конкуренции. Просто делать хороший продукт недостаточно. Нужно, чтобы о вас знали. И если игнорировать данный аспект на старте и не заниматься им впоследствии, продажи неизбежно будут страдать.

Что необходимо для старта

Для правильного запуска проекта важно обратить внимание на несколько показателей, которые относятся и к деловым качествам будущего предпринимателя, и к бизнес-аспектам.

  1. Конкурентоспособная идея, которая вас увлекает: важны оба параметра, так как первый предполагает, что предварительно вы изучили рынок, уровень спроса, потребности потенциальной целевой аудитории. То есть провели минимальный уровень исследований ее потенциала. Второй повышает вероятность того, что ваша вовлеченность в рабочий процесс и уровень мотивации будут достаточными для того, чтобы запустить проект и набрать команду.
  2. Готовность взять на себя ответственность. Потому что бизнес — процесс не столько про творчество, сколько про навык принятия решений, которые могут быть в том числе ошибочными, но не снижают вашей решимости действовать дальше.
  3. Бизнес-план: увы, не всегда предприниматели уделяют ему должное внимание. Но если сразу посчитать, какое количество инвестиций вам потребуется, каким будет предполагаемый срок окупаемости проекта, разработать продуктовую линейку и стратегию ценообразования, рассчитать долю рынка, которую вы хотите занять, можно избежать большого количества трудностей.
  4. Необходимое количество финансов или понимание, каким образом вы можете их привлечь и что будете делать дальше. Даже если вы запускаете проект самостоятельно или с небольшой командой, не забудьте предусмотреть, как вы будете покрывать финансовые обязательства и издержки: выплату заработной платы, производственные расходы, регулярные платежи вроде аренды помещения, коммунальных услуг, обслуживания оборудования и т.д.
  5. Решимость действовать. Подходящих моментов не существует, зато упущенные возможности часто напоминают о себе. Если вы составили план запуска бизнес-проекта и сделали всё, что зависит от вас, для успешного старта, напомните себе, что идеальное время для того, чтобы действовать, чаще всего именно сейчас.

Социальная ответственность бизнеса: почему это важно и как к этому прийти

Секреты продвижения бизнес без бюджета

Налоговые риски, с которыми может столкнуться бизнес