Анна Жуковская
Анна Жуковская
18 декабря 2023

5 ошибок, которые могут привести к закрытию бизнеса

Если опираться на цифры, всё больше людей в России открывают свой бизнес. И, что не может не радовать, снижается количество ликвидированных компаний. Тем не менее каждый год часть предпринимательских проектов, к сожалению, закрывается: нередко из-за ошибок их собственников и управленцев. Обсудим несколько наиболее распространенных из них.

Немного статистики

В ранее опубликованном материале об отличиях ведения бизнеса мужчинами и женщинами мы уже говорили о том, что, по данным одного из опросов ВЦИОМ за 2023 год, каждый второй респондент отмечает отсутствие барьеров и наличие ресурсов для развития бизнеса в своем регионе. Статистика по части открытия коммерческих предприятий позитивная: по информации аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, которая опирается на данные ФНС, в 2022 году на 9% увеличилось количество зарегистрированных коммерческих предприятий, а ликвидированных стало меньше на 25%.

Также, по информации FinExpertiza, опубликованной в ноябре 2023 года, численность занятых в малом и среднем бизнесе в сентябре текущего года составила 30,5 млн человек: учитываются и предприниматели, и самозанятые.

Положительная динамика развития бизнеса заметна не только благодаря статистике: если изучить рынок образовательных услуг и социальные сети, становится ясно, что сегодня на них представлено значительное количество продуктов для предпринимателей. Среди них есть курсы по маркетингу и продвижению, услуги консалтинга и сопровождения бизнес-процессов, предложения специалистов по конкретным направлениям деятельности, необходимым бизнесу и управленцам.

Развивать свой проект и заниматься предпринимательской деятельностью становится не только интересно, но и престижно.

Однако часть бизнесов всё равно терпит неудачу и постепенно закрывается: если говорить в общем о возможных причинах, к ним можно отнести ошибки в маркетинговых и управленческих процессах.

5 ошибок в бизнесе

1. Отсутствие стратегического планирования на старте: речь идет о бизнес-плане, который включает в себя множество компонентов. Среди них: описание компании, продуктов, товаров или услуг и их жизненного цикла. Кроме того, важен анализ конкурентов, потенциальных покупателей, рынка, где компания планирует работать (его размер, емкость, ниша, которую организация хочет занять). Здесь необходимо учесть финансовые показатели: какую прибыль и каким образом предприниматель планирует получать, из чего будет складываться стоимость продуктов, товаров и услуг. Важно уделить внимание финансовому аспекту: ожидания по заработку, окупаемости, необходимым вложениям.

Маркетинговый блок — еще один важный компонент бизнес-плана: на старте необходимо понимать, как именно вы будете общаться с вашими потенциальными клиентами, каким способом выведете продукт на рынок, как будут выглядеть ваши продажи и т.д.

Вообще, игнорирование ключевых аспектов маркетинга — распространенная оплошность: очень многие предприниматели, особенно в малом бизнесе, упускают этапы анализа целевой аудитории и других игроков на рынке, предполагая, что их продукция или услуги уникальны и «нужны всем». Или что их клиент думает и действует так же, как они сами. В результате у них нет пошаговой стратегии коммуникации с потребителями, правильной «отстройки» от конкурентов, из-за чего страдают продажи и сервис, а рекламные кампании зачастую не дают ожидаемого эффекта.

2. Нежелание инвестировать ресурсы в рост и развитие предприятия: в обучение сотрудников, усиление инфраструктуры организации, покупку необходимого оборудования, внедрение технологий в производственные и операционные задачи, совершенствование бизнес-процессов. Кроме того, на сегодняшний день существует немало программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Однако часто предприниматели не только не используют, но и не знают об их наличии, что также влияет на темпы развития организации.

3. Отсутствие комплексной аналитики деятельности компании и поиска «точек роста», в том числе с привлечением компетентных специалистов в самых разных областях знаний: изучение показателей, систематизация и автоматизация внутренних процессов позволяют наглядно видеть, что в компании идет как нужно, а где требуется корректировка. Игнорировать данную часть работы означает подвергать бизнес рискам.

4. Неумение адаптироваться к кризисным моментам или требованиям рынка: гибкость — один из важных для предпринимателя навыков. Поэтому важно, чтобы он не только умел быстро реагировать на происходящие изменения и ожидания потребителей, но и по возможности заранее прогнозировал возможные трудности, предполагая, что можно сделать в той или иной ситуации.

5. Нежелание быть в контакте с членами команды и партнерами, запрашивать обратную связь, адекватно реагировать на нее и вносить корректировки, если они необходимы. А также неготовность нанимать специалистов, чьи навыки и компетенции в определенных областях значительно превосходят знания предпринимателя. Конечно, собственникам часто кажется, что только они знают свое дело достаточно хорошо, и им бывает трудно делегировать другим людям какие-то задачи. На самом деле открытость владельца бизнеса к подобным решениям дает возможность компании развиваться, расти и подготовиться к возможным кризисам.

Налоговые риски, с которыми может столкнуться бизнес

5 крупнейших страховых риска для бизнеса

Что мешает получить кредит на развитие бизнеса