Возможно, сейчас ты задашь закономерный вопрос: а зачем мне эту стоимость знать? Мы были готовы и сразу же отвечаем:
- Если ты хочешь продать бизнес и не прогадать
- Ищешь инвесторов
- Эта информация может быть нужна для получения банковского кредита для развития бизнеса
- Для понимания тенденций роста своей компании
Потенциальный инвестор захочет знать, куда он вкладывает деньги. Оценка позволит узнать стоимость и обосновать, почему с определенных вложений будет получена вполне конкретная выгода. Также стоимость бизнеса важно знать при продаже, так как покупателю необходимо обосновать, почему запрашивается та или иная цена. За 4 шага мы поможем оценить твою компанию, чтобы ты мог свободно ориентироваться на современном рынке.
Шаг 1: Не учитывай стоимость активов при оценке самого бизнеса
Не являясь квалифицированным финансистом, можно легко перепутать стоимость активов и бизнеса, выдав одно за другое. Это распространенная ошибка, поэтому начнем с того, что нивелируем риски и объясним все на примере.
- Предположим, у твоей компании на балансе есть офис, который оценивается в 4 000 000, материалы на 500 000, автопарк на 1 000 000 и 700 000 оборотных средств.
- Общая стоимость — 6 200 000.
- Прямо сейчас это не стоимость твоего бизнеса, а лишь оценка твоих активов.
Да, безусловно, эти цифры будут учитываться при формировании конечной цены, но это далеко не все. Покупателя в первую очередь будет интересовать то, сколько денег он сможет заработать, а сами активы — это лишь баланс фирмы. Ценность бизнеса состоит в том, сколько он приносит в процессе предоставления услуг, производства товаров и продукции.
Шаг 2: Рассчитай рентабельность
При оценке стоимости бизнеса основным критерием является его доходность, и речь идет не об общем обороте денежных средств (вал), а о чистой прибыли. Также бизнес не оценивается на основе доходов за один год, и есть два важных аспекта, на которые необходимо обратить внимание:
- Оценка долговечности бизнеса. При оценке предприятия оценивается, сколько еще может просуществовать этот бизнес, насколько данное производство будет актуальным в течение 5, 10, 15 лет. Также стоит обратить внимание на способность к трансформации. Например, предприятие, занимающееся производством изделий из пластика работает с использованием пресс-форм. Изменяя их, можно расширить линейку товаров и предложить клиенту актуальную продукцию, соответствующую тенденциям и запросам. Такое производство определенно будет иметь высокую валидность.
- Корректировка прибыли. Вряд ли компания будет получать одинаковую прибыль каждый год. При оценке бизнеса также определяется возможность роста или потери прибыли. Такой анализ позволит обрисовать перспективы компании о объяснить, почему была назначена указанная цена.
Советуем вести записи о доходах и расходах предприятия, высчитывать чистую прибыль или потери и делать это систематически. Собирай показатели в разрезе каждого месяца, квартала, полугодия, года. На старте — анализируй каждую неделю. Данный анализ даст возможность адекватно оценивать свою работу, зависимость от колебания рынка и повысит «прозрачность» сделки для потенциального инвестора или покупателя.
Шаг 3. Рассчитай стоимость бизнеса
Вот тут начинается математика, но не стоит бояться, ведь сделаем мы это всего в 4 этапа.
1. Определим чистый доход. Для этого берем валовую прибыль, например, 10 000 000, и вычитаем все расходы — 7 000 000 (з/п, аренда, налоги, закупки, ремонт, поездки и т. д.). Остается 3 000 000.
2. Анализируем риски и выгоды. В этот момент важно отбросить всякую субъективность и ответить на следующие вопросы:
- Какова стоимость компаний со схожей деятельность?
- Насколько чиста кредитная история твоего бизнеса?
- Достаточно ли он стабилен, чтобы ставить высокую цену?
- Будет ли предприятие приносить прибыль в ближайшие годы?
- Стабильна ли клиентская база и линейка поставщиков?
- Каково развитие компании в прогрессии?
Развитие в прогрессии — это исторический рост, который является отражением опыта увеличения доходности компании. Как бы это ни звучало, но бизнес зачастую продается вместе с людьми. Речь идет не о рабстве, а о сотрудниках компании: персонал, а точнее, его компетенция тоже имеет свою номинальную стоимость.
Если по вышеуказанным пунктам компания показывает положительную тенденцию, то сумму можно спокойно рассчитать в формате: чистая прибыль х3 или х4. Соответственно, мы умножаем 3 000 000 на 3 и получаем 9 000 000 — оценка бизнеса + активы 6 200 000.
3. Определи тенденции. Если ты ведешь деятельность в устоявшемся и стабильном рынке, то при расчете возможных выгод лучше будет опираться на данные прошлых лет, так как движения и изменения на этом поле будут минимальны. Если же рынок новый, то стоит делать упор на перспективы и спрогнозировать возможные показатели в будущем.
4. Определи потенциальные темпы роста. Каждый рынок имеет свою тенденцию роста, в среднем принято считать, что это 10%, но для каждой сферы показатели могут быть индивидуальными, поэтому советуем опираться на данные именно своего направления, мы же будем придерживаться 10% при расчетах. Добавь десять процентов к чистой прибыли этого года — получишь прогноз роста на следующий. И так по аналогии:
Год 1: 3 000 000 руб.
Год 2: 3 300 000 руб.
Год 3: 3 630 000 руб.
Год 4: 3 993 000 руб.
Без учета корреляционных факторов, в зависимости от специфики деятельности — это один из способов расчета прибыли с тенденцией от года к году, которую собственник может продемонстрировать покупателю или инвестору, обосновывая сумму, запрошенную за свое предприятие.
Шаг 4: Исследуй рыночную стоимость
Личная оценка собственника — это ориентир. Называя реальную цену, мы должны опираться на те цифры, которые нам демонстрирует рынок, и обращать внимание на усредненные значения. С большей вероятностью итоговая стоимость может быть определена средними значениями стоимости аналогичных компаний, и этот ориентир зачастую — один из наиболее точных способов оценки. Например, по итогу ты «просчитал» свой бизнес в 15 200 000 и выставил на продажу по такой цене. На встрече покупатель предоставляет данные, что актуальная стоимость твоего предприятия, основываясь на данных рынка, около 14 500 000. Если у твоей компании нет особых преимуществ, которые могут помочь выделиться среди конкурентов, то будет очень непросто уйти от предложенной покупателем цены. Торг всегда уместен, но стоит понимать, что считаться с рыночной оценкой все же придется.