Юрий Яловой
Юрий Яловой
17 сентября 2019

Почему вы не должны запрещать соцсети на работе

Социальные сети в сознании работодателя практически неотделимы от таких понятий, как «прокрастинация» или «безделие». Чтобы ограничить время, которое сотрудники проводят за разглядыванием мемов, компании используют разные меры: одни блокируют выход в соцсети с рабочих компьютеров, другие ставят системы, которые отслеживают трафик, — вариантов много. Вплоть до того, что директор лично следит, кто из сотрудников пишет чересчур много твитов в рабочее время. Ниже вы узнаете о пяти причинах, по которым не стоит запрещать сотрудникам сидеть в соцсетях на работе. А еще — пять «но», показывающих, что идеальных решений не бывает.

Отдых не отходя от работы

Короткие перерывы необходимы, чтобы поддерживать продуктивность. Умственная деятельность дорого обходится организму (о чем писал, например, Даниел Канеман в книге «Думай быстро, решай медленно»), поэтому человек не в состоянии сохранять концентрацию в течение всего рабочего дня — как по психологическим, так и по физиологическим причинам.

Популярная методика повышения эффективности — «метод помидора» (The Pomodoro Technique) — рекомендует разбивать работу на блоки по 25 минут с перерывами от 3 до 30 минут между ними. Так что перерыв в любом случае состоится, независимо от желания работодателя. Заполнить естественную паузу в работе сотрудник может разными способами: выйти на прогулку, поболтать с коллегами, вздремнуть в комнате отдыха. Проблема в том, что все эти способы не слишком выгодны для компании. Невозможно мгновенно «выдернуть» работника с прогулки по экстренному поводу; разговоры в офисе отвлекают коллег, которые в этот момент все-таки пытаются работать; на обустройство комнаты отдыха нужно потратить деньги.

Использовать соцсети для умственной разгрузки — вариант, лишенный всех перечисленных недостатков. Такой отдых никак не помешает остальным сотрудникам, он не требует от отдыхающего покидать рабочее место и совершенно не затратен для компании.

Но: умственная разгрузка может затянуться, и вот это уже не 15-минутный перерыв в работе, а глубокая прокрастинация, из которой не видно выхода.

Офисный психотип: какие бывают работники и что их мотивирует

Расширение деловых контактов

В соцсетях сотрудники могут заводить и поддерживать полезные рабочие связи, которые повысят их ценность для компании. Профессиональные сообщества, бывшие одноклассники и однокурсники, которые стали опытными специалистами, начальниками или владельцами бизнеса, случайные знакомые, с которыми ваш сотрудник сошелся на любви к аниме или фотографиям корги. Все это — источник скрытых возможностей для компании.

Однажды менеджер скажет на планерке: «У нас проблема». И кто-то из сотрудников ответит: «У меня в Facebook есть человек, который как раз решает такие проблемы». И еще: столкнувшись со сложной задачей, работник может найти решение в социальных сетях, сформулировав вопрос в своем личном аккаунте или в тематических сообществах. Даже если прямого ответа никто не даст, в комментариях может оказаться что-то (информация, мысль, мнение), из чего потом прорастет свежая идея. Соцсети — это не только хранилище смешных видео, но и место для обмена идеями.

Но: точно так же сотрудники могут повредить компании, оскорбив экспертов, потенциальных партнеров или журналистов в комментариях к какому-нибудь спорному посту. Поссориться с человеком из-за любой мелочи — в соцсетях нет ничего проще.

Оперативная передача информации

Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего: если сотрудник установил с кем-то из компании или за ее пределами полезные отношения в соцсетях, он сможет найти к нему «короткий путь». И там, где официальный запрос рабочей информации займет часы, дни а то и недели, такой работник справится за минуту, написав личное сообщение.

Но: аналогично, что и в предыдущем пункте.

Виртуальный тимбилдинг

Корпоративные мероприятия, призванные превратить в команду набор нанятых специалистов, — это прекрасно. Но, во-первых, это стоит денег. Во-вторых, может не сработать. Естественные неформальные контакты, особенно вне работы: обмен мемами, чаты, в которых коллеги договариваются «махнуть на шашлыки» всем отделом, взаимные лайки на фотографиях с отпуска — работают лучше, чем приказ гендиректора дружить.

Но: дружба сотрудников сама по себе не гарантирует лояльности. В критический момент топ-менеджер может обнаружить, что теперь работники дружат, что называется, против него.

Что делать, если ваши сотрудники ненавидят друг друга

Улучшение HR-бренда

Когда компания нанимает новых людей, перед подачей резюме кандидаты обязательно выясняют, что о будущем работодателе пишут в соцсетях. Чтобы создать образ, выгодный с точки зрения HR, одного аккаунта компании будет недостаточно — организации стараются выглядеть как можно лучше, подавая через официальные каналы тщательно отредактированный месседж. Соцсетям действующих и бывших сотрудников соискатели верят больше: если у тех, кто работает в компании сейчас, все хорошо — значит, это место заслуживает доверия.

Но: конфликты внутри коллектива могут точно так же выйти наружу и испортить даже идеальный HR-бренд, над которым организация работала годами. (Так, кто сказал «Медуза»?)