Запуск
28 января, 2020

«Работа — это игра. Но настоящий опыт получаешь в бизнесе»

Алексей Войтов прошел путь от спортсмена до создателя международной сети суши-баров. Узнайте, как ему удалось превратить предпринимательство в образ жизни.

Один из основателей международной сети суши-баров Kapibara Алексей Войтов подкупает своим оптимизмом: «Даже если у меня все отнимут или все в одночасье сгорит, я ничего не потеряю. Я знаю, что могу положиться на свои навыки и опыт и вновь открыть собственное дело. Все потому, что главный капитал бизнесмена — его знания».

И это при том, что Алексею к своим 29 годам есть что терять: он руководит созданной с нуля сетью из 24 торговых точек с годовым оборотом в 250 млн рублей. А если добавить к ним купленные по франшизе кофейню Coffee Like и детскую парикмахерскую «Воображуля», то финансовые показатели значительно возрастут. Но таков характер Алексея — для него бизнес является не каторжной работой, которую нужно удержать во что бы то ни стало, а настоящим приключением. Возможно, именно благодаря этому подходу он смог уйти из профессионального спорта и сделать предпринимательство образом жизни.

Чему профессиональный спорт может научить в бизнесе

В юношестве Алексей на серьезном уровне занимался легкой атлетикой: он успешно участвовал в российских и международных турнирах, соревнуясь в метании диска и толкании ядра. По его признанию, он был настолько увлечен профессиональным спортом, что в будущем видел себя членом олимпийской сборной. Однако к 23 годам его стали донимать постоянные травмы, из-за которых парень оказался перед выбором: или легкая атлетика, или здоровье.

Алексей предпочел второе, при этом он ни разу не сожалеет о годах, проведенных в спорте. По его словам, именно тот период позволил ему приобрести навыки, которые затем пригодились в бизнесе: «Я закончил с красным дипломом Смоленскую академию физкультуры и Смоленский государственный университет, но это обучение практически ничего не дало мне для личностного роста. Самое ценное я приобрел в спорте».

В первую очередь Алексей подчеркивает такой навык, как умение переносить неудачи. По его словам, бизнес, как и спорт, состоит из череды побед и поражений. Последние дают пищу для размышлений: делаешь правильный вывод и используешь его для собственного развития. Во-вторых, спорт учит правильно ставить цели. Алексей отмечает: «Сегодня существует множество курсов по целеполаганию, но я на себе познал это в легкой атлетике. К примеру, у тебя есть задача: через 3 месяца на соревновании метнуть диск на 50 метров. Ты видишь перед собой эту цель, понимаешь способы ее достижения и идешь к ней». Кроме того, по мнению предпринимателя, спорт развивает тщеславие и стремление быть лучше всех, без чего не обойтись в бизнесе. Правда, в этой среде человеку приходится соревноваться с конкурентами и самим собой.

Новая жизнь: путь от фитнес-тренера до продавца «Виагры»

Покинув легкую атлетику, Алексей устроился фитнес-тренером в один из спортивных клубов в своем родном Смоленске. И как только его карьера начала идти вверх и он наработал большой поток индивидуадльных клмиентов, друг Алексея предложил ему заняться совместным бизнесом.

Идея заключалась в том, чтобы открыть торговую точку по продаже горячей кукурузы. В этом им помог директор крупной торговой сети, который предоставил свои площади молодым предпринимателям. Правда, через какое-то время с собственным делом пришлось попрощаться: директор лишился своей должности, и у парней забрали места в этой сети. По словам Алексея, несмотря на первоначальную неудачу, он не боялся начинать другую деятельность: «Самое худшее, что могло бы со мной случиться, — это потеря денег. Но даже в этом случае я приобрету полезный опыт».

Главный плюс бизнеса — это возможность получить практические знания.

Следующим этапом карьеры Алексея стала должность медицинского представителя в американской фармацевтической компании Pfizer: здесь будущий предприниматель продавал «Виагру». По его признанию, это был второй по значимости жизненный опыт после профессионального спорта: «Я узнал все о стандартах работы в корпорации: какой должна быть структура компании, как организовать работу персонала, каким должно быть деловое общение и многое другое».

Выбор между корпорацией и собственным бизнесом

Алексей признается, что у него отлично шли дела в фармацевтической компании: достойная зарплата, корпоративный автомобиль, уважение со стороны начальства, которое рассматривало его на руководящую должность в Москве. Когда на горизонте вновь объявился друг с «кукурузным» бизнесом, наш герой согласился участвовать в проекте, но без глубокого погружения в среду.

Однако продукт начал пользоваться спросом, и новые торговые точки стали появляться одна за другой. Вскоре Алексей получил предложение открыть суши-бар Kapibara, а затем — приобрести франшизы кофейни Coffee Like и детской парикмахерской «Воображуля». Во всех случаях он дал согласие: «В течение нескольких лет я совмещал работу в Pfizer с четырьмя бизнес-проектами. Это был сумасшедший ритм: я ездил по аптекам, изучал стрижки, вешал рекламные баннеры. В какой-то момент я вновь оказался перед выбором: остаться в корпорации или заняться исключительно бизнесом. Тем более, что качество моей работы стало постепенно падать по всем фронтам. Я решил уйти из Pfizer и направить освободившуюся энергию на собственное дело».

Близкие не поддержали выбор Алексея: как можно уйти с такой прибыльной должности, да еще когда тебе сулят высокий пост в Москве? Вот что парень говорит по этому поводу: «Если бы я остался в Pfizer и уехал в столицу, то гипотетически зарабатывал бы столько же, сколько я получаю сейчас. Но за этот период я не научился бы тому, что дало мне предпринимательство. Главный плюс бизнеса — это получение эмпирического опыта. В корпорации ты развиваешься и движешься поэтапно, как в игре RPG. А вот когда ты долго заполняешь документы, отстаиваешь очередь в налоговую, а тебе говорят: «Мы их не примем — у вас тут ошибка», — именно такие моменты являются полезным уроком».

Три главных дела

На текущий момент Алексей сосредоточен на трех направлениях: развитие детской парикмахерской «Воображуля», кофеен Coffee Like и сети суши-баров Kapibara. По его словам, детский проект возник внезапно: вместе с приятелем они собирались открыть барбершоп с полуобнаженными девушками, виски и мотоциклами, но их опередили конкуренты. Ниша узкоспециализированной детской парикмахерской оказалось пустой, поэтому предприниматели остановились на этой франшизе.

На сегодняшний день работающая в торговом центре «Воображуля» при среднем чеке в 500 рублей принимает более 1 тыс. маленьких посетителей в месяц. Как подчеркивает Алексей, таких высоких показателей удалось добиться по двум причинам: во-первых, самим детям здесь нравится — пока ребенка стригут, он сидит в удобном кресле-автомобиле, смотрит мультфильмы, может пускать мыльные пузыри. Во-вторых, родители без опаски оставляют в салоне детей, чтобы спокойно пройтись по магазинам или пообедать.

Что касается кофеен, то, по мнению Алексея, в нашей стране этот рынок находится на начальной стадии развития. С одной стороны, вокруг множество точек, предлагающих «кофе на вынос». С другой — данный сегмент до конца не изучен, а россияне только приучаются к культуре потребления такого кофе. На текущий момент годовой оборот четырех павильонов Coffee Like составляет 1,5 млн рублей. В ближайших планах Алексея — увеличить данный показатель на 30% и расширить сеть до восьми точек.

Но самым масштабным проектом предпринимателя является сеть суши-баров Kapibara, которая была запущена совместно с двумя его друзьями — Данилом Соболевым и Михаилом Павлюковым. По словам Алексея, первоначальная идея была проста: чтобы победить конкурентов, мы должны изготавливать большие и вкусные роллы и суши. По сравнению с блюдами, которые предлагали другие компании, порции Kapibara были на 30% больше. Отличного вкуса удалось добиться за счет использования качественных ингредиентов. В этой формуле успеха нет ничего уникального, отмечает Алексей, однако почему-то ею редко пользуются. Хотя что может быть проще: готовь много и вкусно, и к тебе потянутся.

На мой взгляд, важно вести бизнес с открытым лицом — именно так зарабатывается доверие.

Следующим этапом стало устранение барьеров между продукцией и покупателем: Kapibara разрешила клиентам приобретать по одной единице продукции. То есть любой человек мог купить суши за 39 рублей и получить свой заказ с бесплатной доставкой. Как отмечает Алексей, таким образом они повысили интерес недоверчивых жителей Смоленска к своим ресторанам. Горожане с радостью откликнулись на такое это предложение, из-за чего первое время компания терпела небольшие убытки. Однако со временем покупатели распробовали суши и роллы и стали заказывать полноценные порции. Таким образом, Kapibara при среднем чеке в 719 рублей (что чуть выше средних показателей по городу) получила лояльную аудиторию и внушительную долю рынка.

Дружелюбие и честность помогают

«Мы — за честность и открытость, — подчеркивает Алексей. — Люди не верили, что можно заказать по доставке один ролл, — мы доказали обратное. Кроме того, мы ввели открытые кухни, чтобы посетители следили за процессом приготовления еды. В наших соцсетях можно увидеть, как выглядят повара и официанты сети. Любой клиент может написать нам гневный отзыв, и мы постараемся разобраться в ситуации. На мой взгляд, важно вести бизнес с открытым лицом — так зарабатывается доверие».

В качестве символа сети суши-баров было выбрано одно из самых дружелюбных в природе животных — капибара. Предприниматель объясняет это своим принципом ведения бизнеса: доброжелательность к клиентам при сохранении интересов компании.

По словам Алексея, он порой шел на уступки партнерам, приобретавшим франшизу, из-за чего впоследствии страдал бизнес. По этой причине пришлось усилить контроль, и все 15 действующих сейчас партнерских точек тщательно соблюдают общие правила, чтобы ни один посетитель, в каком бы он ни был городе, не смог посетовать на качество еды. «Мы дружелюбны с клиентами на всех этапах, — подчеркивает Алексей. — Людям нравится чувствовать лояльность со стороны компании. Это особенно важно на таком конкурентном рынке. В чем-то мы переплачиваем, но такая стратегия позволяет побеждать на длинной дистанции».

В ближайших планах предпринимателя — привлечение десяти новых партнеров сети суши-баров, которые могли бы открыть сразу несколько точек. Кроме того, основатели Kapibara нацелены на двукратное увеличение годового оборота компании. Помимо бизнес-проектов, Алексею интересно развитие и личного бренда: «Мне нравится участвовать в разного рода мероприятиях и делиться своим бизнес-опытом. В том числе для этого я стал членом организации «Опора России» — мне кажется, это мощное сообщество предпринимателей, которое способно решать большие задачи».

Алексею нравится рассказывать о себе как о создателе франшизы. С этой целью он создал специализированный сайт и намерен объехать с лекциями всю Россию. По его мнению, бизнес похож на путешествие, во время которого человек постоянно попадает в интересные ситуации. При этом для предпринимателя важно заниматься тем, что приносит ему удовольствие: «Я не хочу, к примеру, связываться с железобетонными изделиями. Сначала ты их купил, потом продал — а дальше что? Получил прибыль и уехал в отпуск? Нет, для меня бизнес — это игра, приключение».

«‎Конкуренты меня ненавидят, а бывший работодатель пытался лишить клиентов»


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: