Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
18 декабря 2019

«‎Конкуренты меня ненавидят, а бывший работодатель пытался лишить клиентов»

Анастасия Найденова работала в банке, занималась репетиторством, затем была преподавателем одной из языковых школ Иванова, пока не решилась на создание собственной академии LANGTON. Сейчас девушка развивает несколько направлений в области изучения английского языка, но прежде ей пришлось столкнуться с множеством трудностей, среди которых закономерно присутствует и борьба с конкурентами. В случае с Анастасией эта борьба велась с бывшим работодателем, причем с его стороны она была не всегда честной. Но трудности, как известно, закаляют, и в какой-то степени именно они и определили успех Анастасии. Что помогло девушке еще, читайте ниже.

Учеба в США

В 2008 году Анастасии выпала возможность поехать учиться на один семестр в США. Тогда девушка была студенткой третьего курса финансового факультета и не ассоциировала свою будущую карьеру с образовательной деятельностью. Уже во время обучения в Штатах Анастасия на практике убедилась в недостатках отечественной программы языкового обучения: «‎Я поняла, что в школе нам давали не те навыки, которые действительно нужны. С нами работали над увеличением словарного запаса, грамматикой. И я все это знала неплохо, но в Америке стало ясно, что выразить свои мысли правильно получается не всегда».

По признанию девушки, восполнить недостающий опыт ей удалось всего за полгода обучения: «‎Все-таки теоретическая база у мены была». Вернувшись в Россию, Анастасия впервые задумалась над тем, чтобы открыть собственный языковой центр: уникальность полученных знаний, сильно контрастирующая с другими предложениями в Иваново, давала уверенность в коммерческом успехе. «‎Но я была студенткой, — признается девушка. — А потому слабо представляла себе, что нужно делать и с чего начинать. Поэтому на время отложила эту идею».

Окончив университет, Анастасия пошла работать по профессии в банк. Параллельно с работой финансиста девушка занималась репетиторством: полученный в США опыт оказался очень кстати при подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов. Так продолжалось на протяжении двух лет; после наступил период профессионального переосмысления: «‎Я поняла, что работа в банке — это вообще не мое. Мне нравилось преподавать, и я хотела двигаться именно в этом направлении». Свое желание Анастасия конвертировала в разосланные резюме по различным языковым школам, и ответ пришел быстро. «‎Меня готовы были взять практически везде, — говорит девушка. — Сказывался мой американский опыт. К тому же в Иваново не так много компетентных преподавателей, потому что лучшие специалисты, как правило, уезжают работать в столицу».

Первая работа в языковом центре

Устроившись на работу в один из языковых центров, Анастасия довольно быстро включилась в новые для себя обязанности. По признанию девушки, о принципах работы ей рассказали поверхностно, но для нее не составило труда разобраться во всем самостоятельно. Кроме того, свой новый профессиональный статус Анастасия закрепила еще одним дипломом: в 2015 году она сдала итоговый экзамен в Нижнем Новгороде по курсу преподавания английского языка. Это уже было третье высшее образование девушки (помимо диплома финансового менеджера, она успела выучиться на переводчика).

Но вместе с опытом росла и рабочая нагрузка. При стандартном рабочем графике преподавателя 30 часов в неделю, Анастасия работала по 40. «‎При таком режиме специалист быстро выгорает, — говорит девушка. — Но выбора у меня не было. Приходило много учеников, которые хотели заниматься именно у меня. Мне тяжело отказывать людям, кроме того, внутри меня живет понятие, что если человеку нужна моя помощь, то я обязана ее предоставить». Это и было для Анастасии сигналом к следующему шагу: «‎Когда я увидела свою востребованность, мне стала ясна собственная ценность как преподавателя. Я поняла, что если я захочу уйти, то многие ученики пойдут за мной. А если даже не пойдут, то я легко наберу новых. И в тот момент я как нельзя кстати вспомнила о своем студенческом намерении открыть собственную школу».

Увольнение и создание собственной школы

Утвердившись в своей идее, Анастасия начала обдумывать детали дальнейших действий. Она выбрала название для школы, зарегистрировала ее в социальных сетях и, наконец, сообщила руководству о своем уходе. При этом девушка подчеркнула, что уводить у них клиентов не собирается. Она просто намеревалась сообщить своим ученикам об увольнении и оставить тем право решать, где продолжить обучение.

Первая реакция бывшего начальства Анастасии оказалась предсказуемой: «‎Они предложили мне ставку в два раза выше, чем у других преподавателей школы. Говорили, мол, мы удвоим тебе зарплату, только не увольняйся. Тогда мне и стало понятно, что они боятся моего ухода. Прежде всего потому, что теряли в моем лице ценного сотрудника. Во-вторых, потому что видели во мне конкурента. Хотя, повторюсь, я не хотела с ними ссориться, а потому объяснила, что мой уход связан исключительно с желанием развиваться дальше. И деньги тут ни при чем».

Конкурентное сопротивление

Доводы Анастасии оказались неубедительными для бывшего руководства. Ее желание закончить сотрудничество мирно с их стороны в дальнейшем было встречено противоположной реакцией. Причем это не ограничилось одним лишь прекращением общения. «‎Как только я открыла свою школу, ко мне стала поступать странная информация от моих бывших учеников, — говорит основатель LANGTON. — Оказалось, что некоторым из них звонили из центра, в котором я работала раньше, и предлагали существенную скидку на обучение. Главное условие — чтобы они не шли учиться ко мне».

Действия бывшего работодателя вынудили Анастасию изменить свое решение. Если раньше девушка совершенно отчетливо не была намерена переманивать клиентов, то на этот раз сообщила своим бывшим ученикам место своей новой работы. В то же время продолжала увеличиваться активность ее прошлого начальства: «‎Дошло до того, что они отправляли подписчикам моих пабликов сообщение с предложением перейти в их школу. Либо предлагали льготное обучение за 1000 рублей в месяц. Когда и это не срабатывало, понижали цену до 500 рублей. Конечно, кто-то из клиентов польстился на такую скидку, но большинство осталось со мной». По словам Анастасии, «‎атака» на ее учеников продолжалась на протяжении двух лет с того момента, как она начала работать самостоятельно. И хотя в последнее время открытой конфронтации с бывшим работодателем у девушки нет, Анастасия продолжает обнаруживать виртуальную слежку с их стороны: «‎Я вижу, как иногда они просматривают мои сторис в Instagram. А стоит мне внедрить какое-либо нововведение в программу обучения, спустя некоторое время оно появляется у них».

Как обстоят дела сейчас

На данный момент центр LANGTON представлен двумя филиалами в Иваново, один из которых занимается только языковым обучением, другой — подготовкой к школьным экзаменам по разным предметам. Выбор дополнительного направления обусловлен спецификой городской инфрастуктуры: «‎Мы специально открыли второй корпус в спальном районе, поскольку здесь проживает большое количество семей с детьми, а альтернативных способов обучения при этом нет».

Оффлайн-центры — это лишь одна сторона образовательного направления LANGTON. Сейчас Анастасия готовит к запуску авторские онлайн-курсы, а также намерена развивать собственную франшизу. Кроме того, девушка планирует открыть обучение и для преподавателей, которые, по ее мнению, сталкиваются с отсутствием актуальных инструментов работы: «‎Я вижу, что многим специалистам это требуется. Качественного образования в нашем городе нет, а государственные вузы работают по устаревшим методикам. Соответственно, спрос на качественное преподавание есть, и я намерена его удовлетворить, так сказать, с обеих сторон». Амбиции в области образования Анастасия подтверждает собственной тягой к учебе: недавно она получила четвертый диплом, но на этот раз преподавателя международной квалификации.

Главная причина, по которой Анастасии удалось преломить закостенелый образовательный рынок Иваново и обогнать своих конкурентов, — это высокое качество собственной услуги. Пока другие делали ставку на рекламу, прибегая порой к совершенно устаревшим методам продвижения, LANGTON делал упор на компетентность своих преподавателей и эффективность учебного курса. Реклама, конечно, присутствовала, но не выходила за рамки привычного набора онлайн-инструментов: таргет, покупка постов в популярных пабликах. «‎Высокое качество — это прежде всего положительный результат обучения, а значит, довольные клиенты, — говорит предприниматель. — Только так я вижу успешное развитие бизнеса, и если этого нет, то ни низкие цены, ни выгодные акции не позволят вам стать лидерами рынка».

Ожидания vs реальность: как на практике меняются представления о бизнесе