Анна Жуковская
Анна Жуковская
15 апреля 2024

«Работа руководителя в полях», или что дает гемба-менеджмент компаниям

Современные руководители регулярно пробуют новые инструменты и подходы в управлении бизнесом, которые позволяют повысить показатели эффективности деятельности компании. Один из них — гемба-менеджмент, который помогает менеджерам погрузиться в жизнь организации и увидеть, как изнутри функционирует компания, все ее подразделения и сотрудники. О том, как использовать данный подход в бизнесе, обсуждаем сегодня.

Что такое гемба-менеджмент?

Подход к управлению процессами, основанный на том, что руководители проводят больше времени на производственных площадках и уделяют внимание «операционке», напрямую общаясь с сотрудниками, наблюдая за их деятельностью и даже при необходимости принимая участие в ней. Такой подход к организационной деятельности принято называть гемба-менеджментом. Понятие пришло к нам из Японии, и сегодня такой принцип довольно успешно используют некоторые компании, в том числе крупные.

Ведь чтобы совершенствовать бизнес-процессы в организации и улучшать показатели ее эффективности, важно знать, что и как работает изнутри, желательно — в мельчайших деталях. Конечно, благодаря регулярным совещаниям, общению с сотрудниками, сбору обратной связи и аналитике такую информацию тоже возможно получить. Но непосредственное «погружение» в процесс позволяет увидеть те мелочи, которые невозможно отследить иным способом.

Представьте, что вы управляете компанией, у которой есть сеть магазинов, значительный процент клиентов уходит без покупок, хотя существуют скрипты и инструкции, которые продавцы используют в работе. Пытаясь выяснить причины, вы приезжаете в конкретные магазины и обнаруживаете, что консультанты редко инициируют общение с покупателями сами, пропускают этап выявления потребностей и не предлагают посетителям альтернативу выбранным им позициям. После общения с сотрудниками становится ясно, в чем заключается трудность, и в результате проделанной работы полезно будет подготовить конкретные инструкции и провести обучающие мероприятия, направленные на формирование у сотрудников необходимых навыков.

Итак, с помощью гемба-менеджмента можно:

  • Найти проблемные точки в бизнес-процессах, опираясь как на обратную связь персонала или подчиненных, непосредственно задействованных в проекте, так и выявляя трудности самостоятельно, «на местах». Благодаря опыту, компетенциям, тесному контакту с командой и процессом менеджеры способны увидеть больше возможных сложностей и найти способы с ними справиться.
  • Составить инструкции, скрипты, руководства, позволяющие сделать рабочие процессы более эффективными, устраняя проблемы, минимизируя и опережая риск появления проблем в будущем.
  • Совершенствовать работу с персоналом, так как погружение управленцев в процессы «на местах» позволяет более тесно общаться с сотрудниками, показывать заинтересованность руководства в улучшении деятельности компании, собирать обратную связь из первых уст и даже взаимодействовать с клиентами. В перспективе такой подход обычно повышает показатели вовлеченности персонала и их мотивацию к развитию.
  • Найти решение конкретных проблем, которые тормозят процессы работы, если устранить их другим способом не получается.

Как внедрить принципы гемба-менеджмента в деятельность компании

Шаг первый — определите цель, которую планируете решить с помощью такого подхода. Возможно, в организации уже существует проблема и с ней нужно разобраться, или вы просто хотите погрузиться в производственный процесс, чтобы усовершенствовать его. Лучше, если ключевая задача будет намечена заранее.

Шаг второй — определите, какие конкретно сотрудники задействованы в работе, которую вы хотите изучить «изнутри», их помощь и участие пригодятся.

Шаг третий — пропишите план действий, который позволит достичь намеченной цели. Например, пообщаться с определенными специалистами, понаблюдать за конкретными производственными процессами — допустим, общением покупателей с клиентами, обработкой входящих заявок, использованием оборудования. Кроме того, будет полезно, если в ходе исследования у вас получится пообщаться с клиентом самостоятельно, то есть встать на место сотрудника и увидеть его работу изнутри.

Шаг четвертый — отправляйтесь «на места» и реализуйте намеченный план действий. Важно не мешать трудовым процессам, не вмешиваться в них, а наблюдать или включаться в них комплексно — так вы не будете отрывать сотрудников от работы, подвергать сомнению их компетенции, но сможете глубоко погрузиться в процесс.

Шаг пятый — проанализируйте полученные данные и выберите инструменты, которые позволят улучшить показатели, изучением которых вы занимались. Возможно, потребуется внести конкретные изменения, провести обучающие мероприятия, поручить сотрудникам какие-то новые задачи.

После того как план действий будет намечен, продолжайте следить за эффективностью его реализации и вносить корректировки.

Важно помнить, что гемба-менеджмент — не разовая акция, а системный подход к управлению компанией, поэтому если вы отметили его эффективность, важно придерживаться данной стратегии на постоянной основе.

От беспорядка — к структуре: как организовать управление бизнесом, чтобы оно было эффективным

Кто такой креативный директор и для чего он вашему бизнесу