Бизнес
10 октября, 2022

«Пробовал все на себе»: как построить бизнес на витаминах

Предприниматель делится своим опытом из серии ожидание-реальность. Ты узнаешь, почему красивая упаковка - это еще не все.

Тренд на заботу о себе остается в списке ведущих. Вопрос здоровья волнует большое число людей, и предприниматели улавливают эту тенденцию — на рынке витаминов и БАДов очень много предложений. Но вместе с количеством продуктов растет и конкуренция.

Наш герой, Андрей Кутинов, пришел в этот бизнес совсем недавно, но уже узнал о его подводных камнях. Он расскажет о производстве пищевых продуктов с точки зрения типичных заблуждений и того, как все обстоит на самом деле.

Ожидание: Я не смогу начать бизнес, если не стану экспертом в нужной области

Реальность: Всему можно научиться в процессе

Сейчас мне 50 лет, и я пробовал себя в самых разных областях. Когда-то был музыкальным продюсером, даже получал для этого второе высшее образование. Дольше всего я занимался и занимаюсь сувенирным бизнесом.

Теперь понял, что хочу сохранить свою молодость и помочь другим людям стать здоровее. В итоге начал разработку пищевых продуктов.

Мне важно было создать что-то, что будет полезно мне и моим близким, чтобы не было стыдно за свой продукт. Я не врач, поэтому действие разных трав, ягод и фруктов проверял на себе — пробовал БАДы и витамины от разных производителей. Также искал дополнительную информацию по компонентам, сравнивал их заявленное действие с собственным самочувствием.

Еще один вклад в разработку пищевых продуктов внес мой друг и коллега Чингис Николаевич Мустафин — международный эксперт физической реабилитационной медицины. С ним я проводил финальные консультации по составу.

На своем опыте могу сказать: необязательно приходить в бизнес с высокой квалификацией и знаниями по теме. Все можно узнать в процессе. Главное делать то, что нравится тебе лично, тогда и процесс обучения пройдет незаметно. Путь от идеи до реализации проекта занял у меня семь месяцев.

Ожидание: Чтобы реализовать идею, мне нужен огромный штат сотрудников с офисом

Реальность: Хорошая команда необязательно должна быть большой

В моей компании работает не так много человек. У нас небольшой отдел продаж, есть секретарь, кладовщик, технолог и маркетологи. В основном это самозанятые из разных уголков России. В команде около 30 человек.

Когда искал людей, то опирался на свою идею о пищевых продуктах: лучше профилактика здоровья, чем постоянное лечение. Я набирал в штат тех, кто бы мыслил со мной в одной плоскости. Когда нашел таких, то наконец смог развивать свой бизнес.

Сейчас мы с командой разрабатываем новый продукт. Пока это коммерческая тайна, но я могу сказать, что это будут пищевые продукты и для взрослых, и для детей. Мы с коллегами верим в то, что делаем, поэтому нам просто работать. Такие трудности, как изучение рынка и разработка этикетки, больше не кажутся проблемой. Они — неотъемлемая часть процесса производства.

Ожидание: Сделаю красивую упаковку, которая привлечет покупателей

Реальность: Людей привлекает не внешний вид товара, а его польза

Первая попытка выхода на рынок пищевых продуктов закончилась провалом. Мы оформили продукт так, чтобы он попал в премиум-сегмент. И тут же столкнулись с огромной конкуренцией, потому что рынок был заполнен мировыми брендами. Чтобы отвоевать потребителя, нужно было вложить огромные деньги в рекламную кампанию. Мы сделали и это, но не окупили затраты.

Пришлось заново изучать рынок, менять концепцию и дизайн. В этот раз мы сосредоточились на понятной для потребителя идее. То есть наша команда делает пищевые продукты, пользу которых не нужно объяснять. Прямо на упаковке написано: сбор для сердца, для печени, для глаз.

При этом мы подчеркиваем свои преимущества — натуральный состав и отечественный производитель. Наша страна богата полезными ягодами и травами, поэтому закупать их за границей незачем. Но чтобы ингредиенты продуктов действительно отличались качеством, я лично отбираю поставщиков. Приезжаю на производства, оцениваю качество сырья и упаковки.

Так забота о потребителе проявляется не только на словах, но и на деле. Я знаю, что покупателю будет просто выбрать нужный продукт за счет оформления. Он сможет легко открыть упаковку и достать продукт благодаря простому дизайну. И что человек получит реальную, а не мнимую пользу из хорошего состава. Только так бренд начнет работать на тебя, а не ты на бренд.

Ожидание: Реализаторы и реклама увеличат мне продажи

Реальность: В работе с посредниками нужна четкая система

В самом начале очень много продукции мы поставили под реализацию. То есть отдавали ее бесплатно в разные аптеки, магазины спортивного питания — в места, где нашим товаром могли заинтересоваться.

С продаж мы получали определенный процент, но доход был небольшой. Предприниматели обычно заинтересованы в продаже тех позиций, которые принесли бы им больше выгоды.

Поэтому мы пересмотрели нашу систему работы с посредниками. Мы продаем товар потребителям через маркетплейсы. Покупателям так проще: они сразу видят всю информацию о товаре, отзывы, иногда получают скидки. Для нас это тоже выгодно, не нужно арендовать склад и заниматься доставкой, все это маркетплейс берет на себя.

Мы работаем и с дистрибьюторами. Если предприниматель хочет представлять наши интересы, он покупает образцы для работы. Также он получает интернет-магазин и накопительную скидку от 20 до 40%. Чем больше продаешь, тем дешевле покупаешь у нас. Нам выгодно, потому что товар реализуется, предпринимателю — потому что он находит хорошего поставщика. А потребителю — потому что он получает пищевые продукты в своем городе или регионе даже быстрее, чем через маркетплейс.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: