Анна Жуковская
Анна Жуковская
6 февраля 2024

Правила ведения семейного бизнеса, которые помогут избежать проблем в отношениях

Кинематограф и истории крупных брендов доносят до нас идею успешности семейного бизнеса, в котором компанию сначала возглавляют отцы, затем дети и следом внуки. Постепенно таких предприятий становится больше. Преемственность поколений, верность традициям, ценность семейного дела: создается впечатление, что такой вид предпринимательства очень перспективный и выгодный. Сегодня поговорим о том, как вести семейный бизнес так, чтобы деньги не стали помехой родственным узам.

Плюсы и минусы

Они есть у любого формата предпринимательской деятельности. Например, существует немало стереотипов о том, что нельзя работать с друзьями. Однако есть проекты, которые доказывают обратное. То же самое касается и семейного бизнеса: часто можно услышать о том, что совместный проект — риск для брака, из-за которого случаются разногласия, претензии друг к другу, порой приводящие к разводу.

Между тем, у таких компаний масса преимуществ:

  • Выше доверие участников проекта друг к другу. Супругам и другим членам семьи намного проще обсуждать планы, финансовые вопросы и распределение обязанностей между собой, нежели с партнерами со стороны. В семейном бизнесе, как правило, больше уверенности в том, что никто из членов твоей команды тебя не подведет.
  • Все деньги «в дом». Прибыль предприятия распределяется на текущие расходы и заработную плату сотрудников, которые являются членами одной семьи.
  • Проще начать развивать проект, так как родные поддерживают друг друга и в радости, и в трудностях. Как морально, так и буквально, когда возникают сложности, могут быть «на подхвате».
  • Семейный бизнес дает ощущение сплоченности и работы на общую идею, ради единой цели, которая заключается в общем благополучии и процветании.
  • Преемственность — еще одно преимущество такого формата. Нередко дети в семьях, где родители занимаются бизнесом, также принимают в нём участие и развивают общее предприятие.

Есть у такого формата и свои риски:

  • Часто смешивается личное и рабочее, особенно у супругов. Например, если муж и жена с утра поссорились, а дальше им приходится рука об руку обсуждать бизнес-задачи, может быть сложно переключиться и не выплескивать эмоции друг на друга. А текущие решения приходится принимать под влиянием чувств. Кроме того, не всегда удается сместить внимание с деловых вопросов на семейную жизнь. В итоге обсуждение проектов и клиентов переходит с рабочего времени на домашнее.
  • Выше риск развития конфликтов, так как разногласия в бизнесе отражаются не только на деловых, но и на личных отношениях.
  • Не ясно, кто за что отвечает и в каком объеме. Если в традиционном предпринимательстве люди на старте распределяют обязанности, в семейном данный этап часто пропускается, после чего наступает путаница.

Стоит отметить и то, что семейный бизнес может быть разным. Например, в каких-то проектах компанией управляют только супруги, а где-то к работе привлекаются другие члены семьи, включая детей, братьев, сестер и так далее. Чем больше «сеть», тем внимательнее стоит относиться к нюансам организации бизнес-процесса.

5 правил управления семейным предприятием

  1. Не смешивать личное и рабочее. Наверняка многие владельцы таких компаний слышали данный совет, но не до конца понимают, как его реализовать. Можно четко разделить рабочие часы, когда допустимо обсуждать деловые вопросы, и семейное время, которое посвящено общению друг с другом и другими домочадцами. Полезно будет установить определенные правила. Например, дома запрещается совершать рабочие звонки, поднимать бизнес-вопросы, общаться с клиентами.
    Кроме того, можно уделять внимание тому, чтобы ваши личные отношения не влияли на сферу деловой коммуникации. Если у вас разногласия на тему того, кто должен гулять по утрам с собакой, не стоит обижаться на супруга, который забыл вывести пса в рабочее время, и игнорировать вопросы или звонки.
  2. Распределить зоны ответственности. «Мы ведем бизнес» иногда означает, что каждый член команды «на подхвате», но нет четких правил, кто и за что отвечает. Важно определить, кто будет управленцем, кому можно доверить работу с персоналом и бухгалтерию. В противном случае есть риск, что какие-то сферы будут проседать, потому что ими занимаются все и в то же время никто конкретно.
  3. Договориться обо всём на старте. Вышеназванные пункты стоит обсудить в самом начале, чтобы ни у кого из членов семьи не было неоправданных ожиданий. Оговорите, какие цели вы ставите перед собой и проектом, как хотели бы распределять прибыль, сколько времени готовы уделять бизнесу.
  4. Стараться сохранять гибкость и внимание друг к другу. Несмотря на то что вы занимаетесь предпринимательством, семейный формат всё же имеет свои преимущества. Вы работаете рука об руку с вашими близкими людьми. Поэтому старайтесь по возможности пользоваться бонусами такого сотрудничества. Можно подменить супруга, если он приболел, или же отпустить детей с работы пораньше. Например, если их ждет долгая поездка.
  5. Ценить преимущества, которые дает такой формат. Вы много времени проводите друг с другом, работаете ради общей цели. У следующих поколений будет возможность продолжить начатое вами дело, сохраняя заложенные традиции. Пожалуй, данные аргументы способны вдохновлять и мотивировать даже тогда, когда в проекте случаются трудности.

Можно ли построить бизнес на своем хобби

5 идей для бизнеса без вложений или почти без них