Анна Жуковская
Анна Жуковская
30 января 2024

Можно ли построить бизнес на своем хобби

Расхожая идея о том, что если найти дело по душе, не придется работать ни дня, часто становится причиной, по которой люди пробуют открывать бизнес на основе своих увлечений. Можно ли сделать такой проект успешным, какие ошибки встречаются на пути и как их избежать, давайте обсудим сегодня.

Можно ли превратить хобби в бизнес-проект

Да, и есть множество примеров, которые подтверждают данный факт. Истории успеха предпринимателей говорят о том, что люди, заметившие у своего увлечения бизнес-перспективу, вполне способны добиться результата в данном направлении. При этом речь идет не о достижениях в плоскости хобби, а о монетизации своей страсти.

Исследовательский центр «Зарплаты.ру» и соцсеть «Одноклассники» в мае 2023 поделились результатами опроса, в котором приняли участие 4600 человек: более 30% респондентов рассказали о том, что успешно зарабатывают на своем хобби, продавая товары, оказывая разного рода услуги и занимаясь производством контента. При этом половина из них заявила, что монетизирует свои увлечения дольше пяти лет.

Кстати, какое-то время назад была популярна страшилка о том, что если сделать из хобби бизнес, то ничем хорошим это не закончится. Судя по всему, ее можно как минимум оспорить.

Кроме того, сегодня существует масса способов продвигать свои услуги и находить клиентов практически без вложений. Так же, как и официально оформить свою предпринимательскую деятельность на самом старте. Государство предлагает субсидии для поддержки предпринимателей, что также облегчает развитие проектов.

Выпечка тортов и десертов, разные виды рукоделия (от вязания до свечеварения), танцы, фотография, занятия фитнесом: в теории любое увлечение можно поставить на предпринимательские рельсы, если появилось такое желание.

Риски и ошибки

  1. Когда вы начинаете превращать свое хобби в бизнес, оно становится именно бизнесом, то есть предпринимательской деятельностью, в ходе которой важно соблюдать определенные требования, общаться с клиентами, брать на себя ответственность, выполнять обязательства, гарантировать качество, подавать отчетность и платить налоги. Вы становитесь управленцем, руководителем и исполнителем в одном лице. Это означает, что появляется множество факторов, о которых люди изначально могут не думать. В результате нередко случается так, что человек продолжает относиться к проекту как к хобби, у него возникают проблемы с выполнением услуг, общением с клиентами и развитием бизнеса.
  2. Чтобы начать зарабатывать на хобби, потребуется не просто увлеченно и хорошо выполнять то, что вы прежде делали. Например, если вы умеете печь сдобные булочки и решили открыть пекарню, то вряд ли будете стоять у плиты, тестировать новые рецепты, наслаждаясь ароматом свежей выпечки. Вам придется набирать персонал, закупать оборудование, заниматься продвижением. То есть до самого хобби руки могут и не добраться. В том случае, когда вы любите ходить по магазинам и покупать одежду, а потом решили стать персональным стилистом, можете обнаружить, что составить капсулу для клиента не так легко, как для себя. Популярная ошибка — не убедиться, что вы действительно готовы заниматься хобби на коммерческой основе.
  3. Вы рискуете лишиться хобби: об этом часто говорят те, кто превратил свое увлечение в предпринимательство. Когда вам приходится целый день заниматься тем, что раньше делали в удовольствие, желание уделять данной деятельности свободное время может пропасть.

Чтобы вырастить бизнес на своем увлечении и не совершить ошибок, важно подойти к процессу с умом. В противном случае люди иногда начинают испытывать отвращение к тому, что раньше любили делать, и чувствуют разочарование.

Как превратить хобби в бизнес

  • Оцените свою идею на старте: посмотрите, есть ли в вашей нише другие игроки, существует ли спрос на тот вид деятельности, которым вы занимаетесь. Стартовать проще и дешевле в условиях, когда рынок и потенциальные покупатели уже существуют.
  • Начинайте постепенно: если вы хотите открыть пекарню или кондитерскую, можно начать с заказов на выпечку от частных лиц. Если вам нравится делать макияж, тестировать косметику и вы хотите работать визажистом или открыть свою бьюти-студию, можно начать красить подружек, искать первых клиентов через социальные сети, а уже затем проходить дорогостоящее обучение и брать кредит под открытие салона. Так вы сможете понять, насколько готовы ставить хобби «на поток» и есть ли спрос на то, чем вы планируете заниматься.
  • Подготовьте бизнес-план, если решили попробовать. Определите себестоимость ваших продуктов или услуг с учетом всех расходов, даже самых неочевидных, а затем сформируйте цену. Подумайте, как будете развивать проект, искать клиентов, масштабироваться.
    Будьте готовы вкладывать деньги в развитие проекта: для роста бизнесу необходимы инвестиции. Первые заработки можно потратить на продвижение. Полезно также искать партнеров.
  • Рассказывайте окружающим о том, что вы делаете. Особенно если вас знают совсем с другой стороны. Допустим, вы работаете экономистом, но решили продавать свои картины или организовывать творческие мастер-классы. Начинайте говорить друзьям, коллегам, знакомым о новом направлении деятельности, вступайте в профессиональные сообщества, ищите новые контакты. Ведите свои аккаунты в социальных сетях, презентуя то, чем занимаетесь.
  • Не бойтесь делегировать. Если вы начинаете строить бизнес на хобби и есть какие-то задачи, дающиеся вам с трудом, наймите специалистов, которые возьмут их на себя: маркетолога, бухгалтера, упаковщика, курьера и т.д.
  • Будьте готовы масштабировать проект, когда добьетесь первых результатов: строить команду, привлекать нужных специалистов, активнее заниматься управлением, развивать необходимые для этого компетенции.

5 факторов, которые необходимо учесть перед запуском заведения общепита

Секреты запуска: бизнес в сфере торговли одеждой