Анна Жуковская
Анна Жуковская
25 марта 2024

Правила управления удаленными сотрудниками, которые помогут избежать е-презентеизма

Стремление сотрудника работать сверхурочно и в любом состоянии на первый взгляд кажется похвальным и полезным для бизнеса. Особенно ярко такой подход к обязанностям может проявляться, если специалист трудится удаленно. Однако, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе подобное поведение не идет на пользу ни персоналу, ни компании. Почему? Рассмотрим в статье.

Работа, которая вредит

Когда сотрудник находится на своем рабочем месте даже при наличии проблем со здоровьем, после окончания трудового дня, по выходным, постоянно отвлекается на сообщения в рабочих чатах, отвечает на звонки клиентов и коллег вне зависимости от времени суток, речь идет о презентеизме. Термин обозначает феномен, при котором работник склонен тратить на свою работу намного больше усилий, чем требует и оплачивает работодатель. Эксперты в области работы с персоналом достаточно давно говорят о том, что подобный подход губителен и для специалистов, и для бизнеса. Потому что сотрудники быстро утомляются, выгорают и начинают плохо справляться со своими обязанностями.

Е-презентеизм — разновидность традиционного, но относится к тем, кто находится «на удаленке». И тут риск не контролировать количество времени и усилий, затраченных на работу, возрастает по понятным причинам.

Во-первых, стирается грань между работой и отдыхом: не приходится ехать в офис, больше вероятность самостоятельно продлить себе рабочий день. Кроме того, специалист с меньшей вероятностью возьмет «больничный» или отгул при необходимости. Потому что он и так работает из дома. Плюс руководитель не может управлять персоналом так же, как в офисе, где легко увидеть, кто задерживается, а кто нет, и вовремя отправить домой «припозднившихся».

Что еще способствует развитию е-презентеизма?

  1. Отсутствие у сотрудников ощущения причастности к жизни остальной команды, члены которой трудятся в офисе либо так же у себя дома. Как правило, такое происходит, если плохо налажена коммуникация между участниками коллектива. И они не имеют возможности общаться друг с другом и обсуждать текущие вопросы.
  2. Неэффективная система управления и организации внутренних рабочих процессов. Когда в команде становится нормальным задерживаться допоздна, звонить друг другу по выходным, чтобы решить деловые вопросы, вести переписку в общих чатах.
  3. Сложности с удаленным доступом к информации, необходимой сотрудникам для выполнения должностных обязанностей.

Как распознать проблему и предотвратить ее

Обычно у сотрудников, которые подвержены е-презентеизму, постепенно нарастает усталость. Так как они трудятся слишком много и не умеют разделять рабочее и личное время. Если не принять меры и не исправить ситуацию, со временем проблема рискует обернуться профессиональным выгоранием, преодолеть которое будет намного сложнее.

Руководитель может увидеть следующие признаки «избыточного участия» персонала в рабочем процессе:

  • Постепенно у специалиста, который прежде активно выполнял свои должностные обязанности, снижается интерес к своей деятельности. Он реже проявляет инициативу.
  • Показатели продуктивности падают. Например, работник не успевает сделать то, с чем успешно справлялся раньше.
  • Сотрудник становится раздраженным. У него снижается мотивация браться за новые задачи.
  • Он начинает совершать ошибки, которых раньше не было. Несмотря на то что вы обращаете на них его внимание, ничего не меняется.

Если вы замечаете, что у членов команды проявляются какие-то из вышеперечисленных проблем, важно разобраться в причинах таких изменений, запросив у них честную обратную связь.

Что позволит настроить эффективное управление удаленным сотрудниками:

  • Проведение общих планерок, мозговых штурмов, совещаний, в которых принимают участие все члены команды. Чтобы «удаленщики» чувствовали себя причастными к жизни компании. Плюс необходимо предусмотреть индивидуальные встречи, которые позволят лично пообщаться с работником и обсудить текущие вопросы.
  • Простой доступ к информации, которая необходима сотрудникам для выполнения прямых обязанностей. Когда специалист трудится в офисе, он легко может задать возникающие вопросы коллегам, просто зайдя в соседний кабинет. На «удаленке» так не получится. Поэтому важно обеспечить удобные каналы онлайн-коммуникации для всех членов команды. А также позаботиться о том, чтобы ключевые рабочие документы хранились в базе знаний, которую можно легко открыть из дома.
  • Баланс между разумным вниманием к удаленным сотрудникам и чрезмерным контролем, когда руководитель требует от них постоянно быть на связи, моментально отвечать на звонки и сообщения, отчитываться о проделанной работе чрезмерно часто.
  • Предоставление «удаленщикам» тех же ресурсов, что и всем, кто трудится в офисе. Например, участие в корпоративной жизни, программы повышения квалификации, возможность взять «больничный» и отпуск.

5 способов снизить текучесть кадров в компании

«Уйти в айти»: какое направление данной сферы проще всего освоить с нуля