Родион Махов
Родион Махов
21 апреля 2023

Опыт «сетевиков», который поможет твоему бизнесу

Опыт — бесценный ресурс, за который мы платим временем, деньгами, порой даже ошибками. Курсы, тренинги, бизнес-наставники, знакомые, интернет — источников информации платных и бесплатных великое множество, но насколько ценной, полезной, а может, и вредоносной она может быть на первых порах, определить сложно. Мы, полагаясь на опыт работы таких крупных сетей, как «Макдональдс» (ныне «Вкусно и точка»), Лента, Магнит, Леруа и знания наших экспертов, подготовили ряд советов, которые могут помочь в формировании твоих бизнес-процессов.

Структура

Все вышеуказанные представители российского рынка — сетевики, и их бизнес вошел во многие города нашей страны. Это тысячи сотрудников и квадратных метров недвижимости, сложнейшая логистика, миллионные денежные обороты. Для управления такой громадой требуется чёткое структурирование компании. Как правило, в этих организациях есть следующие структурные единицы: бухгалтерия, рекламный отдел, служба безопасности, кадры, отдел развития, логистический отдел. Список можно продолжать еще очень долго, но посыл от этого не изменится: когда бизнес растет, необходимо добавлять новые подразделения для более эффективного управления и развития.

Управление

Как правило, во всех сетевых компаниях преобладает вертикальная структура управления. Босс всех боссов — генеральный директор. Далее идут замы, затем руководители направлений. Спускаемся ниже: руководители по краю/области, за ними региональный и уже после него территориальный управляющий. Подобная структура позволяет делегировать полномочия для управления и принятия более проработанных решений на местах, так как один человек не в состоянии уследить за огромной компанией и тем более корпорацией. Нельзя избавиться ни от одного звена, иначе структура рухнет как карточный домик.

Да, ты как успешный предприниматель должен быть мультизадачным и знать, чем живет тот или иной сектор предприятия. Контролируй, но доверь управление отдельными направлениями специалистам, которые в этом разбираются и будут нести полную ответственность.

Персонал

Разговор пойдет не совсем типично, и обсудим мы прием на работу и увольнение сотрудников. Большая текучка кадров, как правило, говорит о том, что работодатель не совсем ответственно подходит к выполнению своих обязательств или же не создает достаточно комфортные условия труда. Текучесть 3-5% — отличный показатель, 6-9% средний, все, что ближе к 40-50%, свидетельствует о больших проблемах внутри компании. Крупные корпорации не привязываются к кадрам, и если человек неэффективен на своем месте — его увольняют. Здесь нет типичной для малого бизнеса проблемы — тесных, личных отношений со своими сотрудниками. Ты должен четко понимать, что порой от конкретного специалиста может зависеть твой бизнес, и если он некомпетентен, то с этим специалистом необходимо расстаться. Также не паникуй, если увольняется хороший сотрудник. Все же не он открыл компанию, в которой работает, а ты, поэтому не стоит сокрушаться по поводу подобных перемен.

Но, говоря фразу «Нет незаменимых людей», хочется добавить: «Но есть неповторимые». «Мак», «Пятерочка», «Окей» — гиганты, где линейный сотрудник или менеджер среднего звена, как правило, обезличен для работодателя. Один ушел, на его место придут другие — логика такова. Ответственный представитель МСП все же должен с большим теплом подходить к своим работникам. Тут нас ждет некоторое противоречие, но ценного кадра, перед тем как он уйдет, все же стоит попытаться удержать. Хорошее отношение к сотрудникам повышает их лояльность к руководству, что позитивно сказывается на производительности. Уважай свой коллектив, старайся поощрять и удерживать хороших специалистов, но если пришло время прощаться, то не стоит переживать — ведь «новая кровь» пойдет лишь на пользу твоему бизнесу.

Анализ показателей

Заработная плата многих менеджеров в компаниях-гигантах строится на показателях KPI. Чтобы отслеживать эффективность, необходимо изучать показатели и оценивать эффективность работы. Сделать это можно на еженедельных собраниях в онлайн или оффлайн-форматах с разбором показателей продаж, расходов, среднего чека, обратной связи покупателей и т. д.

Внедри подобный подход в свою работу, сравнивай показатели от месяца к месяцу, в разрезе тридцати дней — от одной недели к другой. Будь в курсе всех цифр, чтобы вовремя суметь перенастроить бизнес-процессы. Данная метрика отлично показывает, где есть просадки, на что стоит обратить внимание, а какая стратегия, наоборот, приносит наибольшую пользу и прибыль. Без анализа бизнес со временем закрывается, в лучшем случае — работает в ноль.

Клиентоориентированность и маркетинг

Чем грешат многие начинающие предприниматели — так это слабым сервисом и рекламой. Предположим, ты владелец небольшого продуктового магазина. Сфера конкурентная, товары и цены +- одинаковые. Дела идут средне: месяц хороший, месяц плохой, люди то идут, то не идут. Что же делать? Персонализируй свою деятельность, рекламируй ее, предложи то, чего не могут конкуренты. В случае с магазином попробуй для начала разместить печатную рекламную продукцию, введи акции, размести поблизости небольшие баннеры с рекламой, проработай вывеску. Это минимум, который позволит выделиться на фоне конкурентов и привлечь новых клиентов.

Если говорить о крупных ретейлерах, то там маркетинг и сервис стали визитной карточкой. Кассиры в магазинах обязательно здороваются и прощаются со всеми покупателями, рекламная продукция пестрит на каждом углу призывами купить все, на что падает взор. Скидки, акции, спецпредложения — клиента под любым предлогом уговаривают оставить как можно больше денег. Это полезный опыт, который можно перенять и адаптировать для своего бизнеса, что впоследствии положительно скажется на прибыли.