Социальные сети — полезная платформа для малого бизнеса. С учетом того, что пользователи ежедневно проводят в своих аккаунтах, группах и сообществах по несколько часов в день, соцсети стали важным местом для поиска потенциальных клиентов и улучшения имиджа бренда. При этом предприниматель обязан понимать принцип работы «ВКонтакте», Facebook или Instagram, чтобы добиться максимального результата по каждому направлению. Соучредитель OptinMonster и TrustPulse Томас Гриффин отмечает несколько распространенных ошибок, которые допускают бизнесмены на первом этапе взаимодействия с социальными сетями. По мнению предпринимателя, тот, кто избежит этих ошибок, сможет быстрее выстроить эффективную стратегию продвижения своего бренда.
Отсутствие контент-плана
Многие компании полагаются на ситуативный маркетинг и публикуют посты, находясь под впечатлением от какого-либо события. Нет ничего плохого в том, чтобы оперативно реагировать на важные новости и адаптировать их под свой бренд. Это говорит о том, что организация держит руку на пульсе и следит за трендами. Однако основой маркетинга в соцсетях является контент-план — график выхода постов, который не зависит от внешних обстоятельств.
По мнению экспертов, компания любого профиля должна производить минимум одну публикацию в день. Идеальным количеством считаются три поста в сутки — до 10:00, с 13:00 до 14:00 и после 18:00. В первом случае публикация выходит, когда пользователи едут на работу и просматривают в пути соцсети. Во втором — когда они отправляются на обед. В третьем — когда возвращаются домой. Если вы ориентируетесь на клиентов в разных странах, то стоит размещать контент с учетом часовых поясов. Кроме того, опытным путем можно определить, какое время публикации подходит именно для вашего бренда. Возможно, это будут промежутки с 15:00 до 17:00 или после 22:00.
Составление плана избавляет от одной из главных проблем: что мы расскажем подписчикам? Разработанный на 20-30 дней вперед график позволяет структурировать работу, оперативно создавать контент и придумывать новые публикации-отклики на текущие события. Инструменты соцсетей и SMM-программы помогают планировать выход постов, благодаря чему подписчики будут регулярно встречать в своей ленте упоминание о вашем бренде.
Отсутствие целостности образа
Томас Гриффин отмечает: «Контент в соцсетях должен соответствовать имиджу вашего бренда. В этом случае важную роль играет каждая деталь — от подбора шрифтов до цветовых сочетаний поста». Это означает, что все изображения, видео и другие материалы обязаны подчиняться фирменному стилю, который является визитной карточкой компании. Аудитория будет ассоциировать контент с брендом, что положительно отразится на его узнаваемости.
Кроме того, все элементы обязаны помогать в создании целостного образа компании. К примеру, если вы занимаетесь продажей автомобилей премиум-класса, то ваш контент должен соответствовать статусу организации. Поэтому в Instagram-аккаунте не могут соседствовать видеоролик о преимуществах последней модели Bentley и фотографии с концерта Ольги Бузовой. Только если она не приехала на выступление в автомобиле этой марки.
Порой компании трудно подобрать свою манеру общения с потребителями. Чаще всего она зависит от ядра целевой аудитории: бренду необходимо использовать тот язык, который предпочитают клиенты. Целостность образа можно сравнить с дизайном дома: намного приятнее смотреть на здание, все части которого гармонично сочетаются друг с другом и подчинены одной задаче.
Публикация одного и того же контента во всех соцсетях
Перед созданием поста необходимо проанализировать, как на него могут отреагировать подписчики на разных платформах. К примеру, если компания публикует рядовое информационное сообщение, то оно подойдет и «ВКонтакте», и Instagram. Если же намерена выложить необычный контент, то существует риск, что он будет отвергнут частью подписчиков. Это связано с тем, что каждая соцсеть имеет свою специфику: разную аудиторию, формат постов и стиль текста.
Так, ядром «ВКонтакте» являются люди в возрасте до 24 лет: это школьники, студенты и молодые сотрудники. Они больше ориентированы на развлекательный контент, поэтому с ними можно общаться свободно, с использованием сленга. Facebook отличается более зрелыми, интеллигентными и платежеспособными пользователями. С этой публикой лучше всего общаться официально и по-деловому. В «Одноклассниках» около 40% аудитории составляют лица в возрасте от 35 до 55 лет. Здесь бренду нужно вести себя как можно проще и рассказывать о себе в доходчивой форме. Основой Instagram являются качественные фото и видео с короткими описаниями и большим количеством эмодзи. Более 40% пользователей этой соцсети являются людьми в возрасте от 35 до 54 лет. Поэтому здесь можно продвигать как товары массового пользования, так и продукцию премиум-класса. Набирающая популярность TikTok уже имеет порядка 10 млн российских пользователей. Основу ее аудитории (40%) составляют подписчики до 18 лет, поэтому с ними проще работать брендам, нацеленным на детей, подростков и их родителей.
Игнорирование предварительных исследований
«Предварительный анализ необходим для правильного выбора социальной платформы, что позволит компании проще и быстрее добиться успеха», — отмечает Гриффин. Перед запуском проекта предприниматель рекомендует отсеять те соцсети, которые будут наименее полезны для вашего бизнеса. Он подчеркивает, что совершенно необязательно присутствовать везде: лучше сосредоточиться на тех площадках, где собирается наиболее активная часть целевой аудитории.
Также Гриффин советует заранее изучить потенциальных подписчиков и их модель поведения в соцсетях. Полезную информацию можно получить из открытых источников — сегодня эксперты охотно делятся исследованиями по поводу особенностей каждой аудитории. Кроме того, стоит проанализировать, как со своими клиентами общаются ваши конкуренты. Наконец, при запуске проекта можно открыто спросить пользователей об их ожиданиях: чем вы можете быть им полезны и что они хотят получить от вас.
При раскрутке аккаунта Гриффин рекомендует привлекать инфлюэнсеров — популярных персон, которые ускорят процесс охвата аудитории. С их помощью компания способна намного быстрее наладить контакт с пользователями и привлечь их на свою сторону. Люди намного охотнее откликаются на предложения тех брендов, которые фигурируют в рекомендациях медийных персонажей.
Также Гриффин подчеркивает важность правильного выбора маркетинговых инструментов. С ними необходимо определиться на старте, а после их можно корректировать в зависимости от реакции подписчиков. Например, во «ВКонтакте» могут хорошо себя проявить опросы, в Facebook — видеоролики с практическими советами, а в Instagram — конкурсы по типу «поставь лайк — получи приз».
Отсутствие метрик эффективности
Без поставленных целей и измерения эффективности маркетинговая кампания обречена на провал. Метрики помогают понять, какие платформы и какие инструменты лучше всего работают. Онлайн-системы позволяют отслеживать показатели в режиме реального времени и оперативно вносить корректировки. SMM-специалисты отмечают, что основные метрики дают возможность оценивать: 1) динамику подписчиков; 2) обратную связь от аудитории; 3) коммуникации со стороны бренда; 4) трафик и конверсию.
При составлении отчетности за определенный период во внимание принимаются такие факторы, как увеличение количества подписчиков, суммарное число просмотров постов, охват аудитории, частота обновления ленты и топ-5 популярных постов. Также для разных площадок могут быть актуальны свои показатели: для Instagram — число сохранений поста, для «ВКонтакте» — количество подписок на рассылку сообщества, для Facebook — вовлечение пользователей.
Соответствующие данные можно получать как с помощью аналитических сервисов самих соцсетей, так и с помощью программ мониторинга. Благодаря им менеджеры могут вести статистику упоминаний о компании в аккаунтах, группах, сообществах, блогах, а также в СМИ и на различных форумах. Такие автоматизированные сервисы определяют активность подписчиков, их реакцию на тот или иной пост и тональность сообщений. Среди подобных помощников эксперты выделяют Brand Analytics, Agorapulse, IQBuzz, SemanticForce — их можно настраивать на разные форматы работы с российскими и зарубежными соцсетями и пользоваться полученными данными для более эффективного онлайн-продвижения бренда.
Изнанка массфолловинга: как не споткнуться в погоне за подписчиками