Константин Волков
Автор:
Константин Волков
6 августа 2020

Кражи в ритейле: как сотрудники воруют в своих магазинах и что можно с этим сделать

Воровство посетителей магазинов является лишь верхушкой айсберга. По данным детективного агентства «Волков и Партнеры», в России от 80% до 90% случаев хищений приходятся на сотрудников ритейла. В СМИ редко попадают новости о воровстве работников торговых залов, так как компании не хотят «выносить сор из избы» и нести репутационные потери. При этом ущерб отечественного ритейла от краж может составлять до 1 млрд рублей в год. Директор по безопасности компании «СерчИнформ» Иван Бируля, чьи слова приводит издание Retailer, подчеркивает, что в хищении участвуют сотрудники на разных должностях — от продавцов и кассиров до бухгалтеров и коммерческих директоров. Но если первые могут украсть 2-3 палки колбасы, то менеджеры воруют целыми торговыми полками.

Эксперты отмечают, что сотрудники магазинов чаще всего выносят еду, мелкий инструмент, компактные устройства и алкоголь. Труднее всего воровать в магазинах мебели или автосалонах, хотя и здесь случаются кражи, в которых участвуют целые группы лиц. Иван Бируля считает, что торговые сети могут обезопасить себя и снизить объем воровства. Для этого менеджерам необходимо понимать, по какой причине и как именно происходят хищения, и вводить корпоративную политику, направленную на предотвращение краж.

 

Почему сотрудники воруют

По мнению HR-специалистов, директор любого магазина должен быть готов к тому, что его сотрудник способен на воровоство. От этого практически невозможно застраховаться, особенно если в подчинении руководителя находятся десятки человек. При этом эксперты отмечают основные факторы, которые побуждают сотрудника совершить кражу.

Самая банальная причина — это низкая зарплата. Недовольный своим окладом человек рано или поздно начнет восполнять потери. Как отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в 70% случаев воровства речь идет о так называемых компенсационных кражах, когда сотрудник «добирает» зарплату до справедливого уровня. Намного больше хищений фиксируется в магазинах, где руководство «замораживает» оклады, но при этом вводит переработки и штрафы.

Если человек доведен до отчаяния, он не будет брать во внимание риски и бояться того, что его уволят.

Еще одной причиной воровства является жадность: существует тип людей, которым всегда будет не хватать зарплаты. Это, скорее, говорит о психологических проблемах сотрудника. К ним же можно отнести и клептоманию — болезненное влечение к воровству. Избавить такого человека от его наклонностей можно только методами психотерапнии и при необходимости назначением лекарственных препаратов.

Распространенной причиной, которая толкает людей на воровство, являются долги. Кредит, ипотека, займы у друзей — все это повод для поиска дополнительных денег. Если человек доведен до отчаяния, то он не будет принимать во внимание риски и бояться того, что его уволят или могут посадить в тюрьму.

Аналитики сервиса по подбору персонала HR-Time отмечают, что не последнюю роль в хищениях играет личная месть. К примеру, руководитель обидел подчиненного или не повысил в должности, отдав это место его коллеге. В такой ситуации воровство является своеобразной вендеттой и аналогично выполняет компенсаторную роль.

Способы воровства

Способы хищения с годами становятся все более хитрыми и изощренными. Они различаются в зависимости от типа обслуживания в торговых точках и видов товара. Эксперты отмечают, что в большинстве случаев воры используют несколько основных приемов. Самый простой — это взять с полки товар, снять с него метки и пронести через детекторы противокражных рамок. Охрана чаще всего следит за покупателями, поэтому на своих меньше обращает внимания. Кроме того, персонал может вынести товар через «черный» ход, через окно или провезти в мусорном контейнере.

Еще один способ воровства осуществляется с возвратом и похож на аренду: к примеру, сотрудник на время берет в личное пользование смартфон или бытовую технику. В такой ситуации ему необходимо вернуть устройство до проведения инвентаризации. В противном случае магазин зафиксирует кражу и проведет расследование. Нередки случаи, когда человек забывал об «арендованном» устройстве, после чего получал штраф с последующим увольнением.

Иван Бируля отмечает, что особенно много возможностей для хищения есть у кассиров. К примеру, сотрудник может не пробить чек покупателю и положить деньги в свой карман. По этой причине многие торговые точки стали предупреждать клиентов: если вы не получили чек — сообщите об этом менеджерам, и ваша покупка будет оформлена за счет магазина.

Наличие преступных наклонностей можно выявить еще на стадии проверки потенциального сотрудника.

Другой вариант мошенничества — оформление возврата товара, хотя, на самом деле, он не возвращается на склад. Также сотрудники могут зарабатывать на продаже сопутствующего товара, но без пробития чека — в этом случае кассир также присваивает деньги себе. Существуют махинации с дисконтными картами: например, товар пробивается со скидкой, но с человека берется полная сумма. Одним из распространенных способов является пробивание более дешевого товара, когда разница в стоимости между позициями идет в карман злоумышленнику.

Более опасным и сложным способом воровства является преступление по предварительному сговору. В таком союзе могут состоять только сотрудники магазина или персонал вместе с покупателями. В качестве примера Иван Бируля приводит следующий инцидент: со склада одного из гипермаркетов была похищена техника на сумму 1 млн рублей. В ходе расследования выяснилось, что в сговоре были замешаны охранники торговой точки, начальник склада и один из менеджеров головного офиса. Задержанным пришлось возместить ущерб.

По данным «СерчИнформ», торговые сети могут сталкиваться с так называемыми боковыми схемами, когда злоумышленники перепродают остатки товара или неликвид. В 2018 году подобные махинации смогли раскрыть 5% российских предприятий. Вот один из примеров подобного мошенничества: сотрудник сети по продаже алкогольной продукции по своей должности списывал и утилизировал просроченный товар. Службу безопасности привлек внимание тот факт, что менеджер постоянно заходил на сайт одного и того же онлайн-алкомаркета. В ходе проверки выяснилось, что именно туда сотрудник отправлял просроченную продукцию, на чем хорошо зарабатывал.

Как предотвратить кражи сотрудников

Представитель детективного агентства «Волков и Партнеры» Андрей Волков считает, что выявить преступные наклонности человека можно еще на стадии проверки потенциального сотрудника. Сегодня службы безопасности крупных ритейлеров собирают полное досье на соискателей, проверяя их по базам правоохранительных органов. Кроме того, они исследуют аккаунты соцсетей, чтобы понять образ жизни, характер и наклонности человека. В HR-Time отмечают, что таким образом можно отсеять подозрительных личностей, однако этот способ не является 100-процентной гарантией.

Затруднительно раскрыть соискателя и во время собеседования: подготовленный человек знает, как правильно отвечать на вопросы рекрутера, и способен ввести его в заблуждение. Некоторые компании для проверки соискателей используют полиграфы. Однако по закону любой гражданин России вправе от него отказаться.

По данным аудиторской компании KPMG, около 70% краж происходят из-за слабой системы внутреннего контроля. Сотрудники воруют, потому что сам работодатель предоставляет им такую возможность. По этой причине, считает Иван Бируля, руководство обязано с первых дней обозначать строгую ответственность каждого подчиненного: соискатель при поступлении на работу должен знать, что ему грозит в случае воровства — будь то материальная ответственность, увольнение или уголовный срок. Согласно КоАП РФ, злоумышленнику может грозить штраф до 2,5 тыс. рублей (в зависимости от стоимости товара), арест на 15 суток или принудительные работы. Если хищение совершено в крупных размерах, то по статье 158 УК РФ преступник может получить от 2 до 5 лет лишения свободы (максимальный срок полагается за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору).

Эксперты отмечают, что с воровством можно эффективно бороться за счет технических средств: для этого необходимо устанавливать видеокамеры, а также вводить DLP-системы, борющиеся с утечками данных. Благодаря этой системе менеджеры могут по переписке сотрудников на рабочем месте и их поисковым запросам в интернете раскрывать злонамеренные планы.

Генеральный директор компании «Платформа ОФД» Алексей Баров считает, что махинации бухгалтеров и воровство кассиров можно предотвращать с помощью онлайн-касс. Эти устройства дают возможность контролировать весь ассортимент товара в режиме реального времени, а все финансовые операции сразу же отправляются в хорошо защищенную единую систему учета.

Глава холдинга РусХОЛТС Александр Кузьмин выступает за повсеместное внедрение автоматизированных решений. Его слова приводит издание Retailer: «Автоматизированные решения делают прозрачным весь бизнес по цепочке — от создания товара, его хранения и транспортировки до реализации, а если надо, то и дальнейшего сопровождения».

Аналитики HR-Time отмечают, что некоторые руководители для борьбы с воровством поощряют систему доносительства. Причем сотрудники, которые делятся информацией о своих коллегах, получают за это премии. Эксперты считают такой способ сомнительным, так как в нашем обществе люди очень не любят «стукачей». А вот с чем они согласны, так это с необходимостью создания в коллективе такой атмосферы, при которой персоналу было бы совестно воровать. Этого можно добиться при сплочении команды и налаживании открытых, дружелюбных личных и трудовых отношений. В этом случае вряд ли человек захочет красть, потому что у него возникнет ощущение: я ворую у своих.

На что следует обращать внимание при найме сотрудника кроме его профессиональных качеств