Марат Бабаев
Марат Бабаев
3 августа 2020

Корпоративная месть. Она существует?

Порой даже взрослые люди проявляют ребяческую инфантильность. Присущие, скорее, юношам склоки, мелочность и зависть нередко становятся рычагом взаимодействия в рабочих коллективах. Согласно исследованию, 44% работающих людей искали возможность отомстить своему коллеге. Если вы склонны не доверять данному показателю как чересчур высокому, призываем вас не спешить с выводами. Месть бывает разной и порой даже не воспринимается как таковая. Для этого необязательно подкладывать отрубленную голову лошади в постель, следуя знаменитому сценарию. От целенаправленного снижения качества работы до распространения нелестных слухов о сослуживце — диапазон возмездия может растягиваться в зависимости от степени обиды. И в то время, когда есть совершенно безобидные способы отомстить человеку, например, демонстративно отказаться от совместного обеда, существуют действия гораздо более деструктивные: удаление программного обеспечения или даже увольнение.

Почему сотрудники мстят?

Месть, как правило, является ответной реакцией на причиненный человеку вред. В понятийном смысле это может выглядеть вполне обоснованным: «‎Раз мне навредили, я имею право ответить тем же». «‎Большинство людей, совершающих месть на работе, — это вполне здравомыслящие сотрудники, — говорит профессор менеджмента Университета штата Вашингтон, Томас Трипп. — Подобное поведение чаще всего возникает, когда кто-то посягает на их деятельность, репутацию; в качестве ответа на оскорбление или подлость». С мнением Триппа отчасти соглашается и Дэвид Парнелл, юридический консультант и автор статей о бизнесе: «‎Саботаж — это не более чем рационализация самообмана или отрицание собственных недостатков. Защита нашей самооценки является высшим приоритетом на уровне подсознания. Возникающий из-за этого когнитивный диссонанс зачастую приводит к тому, что нам проще обвинить в проблеме другого, но не самого себя».

При всей заманчивости кодекса «‎око за око», независимо от того, насколько ваша месть несущественна, она способна сильно повлиять на организацию рабочего процесса. Даже если месть обоснована и выражает субъективную форму справедливости — она все равно остается местью. Являясь, по сути, элементом социальной структуры, возмездие на работе в лучшем случае будет выглядеть иррационально, в худшем — приведет к негативным последствиям.

Однако научный подход рассматривает месть не как индикатор низменных эмоций, а как самостоятельное желание добиться справедливости. Само слово «‎саботаж» происходит от французского «‎сабо» и означает деревянные ботинки — недовольные условиями труда французские обувщики в знак протеста бросали свои сабо в ткацкие станки, чтобы заявить о своем праве на рабочий перерыв. Сегодня протест против начальника тоже иногда обусловлен несправедливостью, происходящей под его управлением. Исходя из этого, месть рассматривается психологами как попытка восстановить эту самую справедливость. И пусть она не всегда приводит к практическому улучшению ситуации, но полученное эмоциональное удовлетворение саботера уже способно порой восстановить равновесие.

Что делать, если ваши сотрудники ненавидят друг друга

Иерархическая борьба

Помимо того, что почти половина всех трудящихся людей помышляли о мести на работе, та же статистика свидетельствует о вертикальной раздробленности подобных помыслов. Так, среди работников низкого ранга о своей готовности мстить коллегам заявили 36% опрошенных. В то время как среди менеджеров среднего звена такое желание выразили 45%, а среди топ-менеджеров — 38%.

«‎Это вполне объяснимо, если смотреть на месть как на способ силового давления, — пишет автор исследования. — Люди, располагающие большей властью, в меньшей степени опасаются потерять работу». Кроме того, высокопоставленные служащие обладают большими возможностями для выражения мести по отношению к подчиненным. Причем их положение иногда позволяет им маскировать месть под дисциплинарные взыскания или трудовой регламент. Например, руководитель может намеренно поручать своему сотруднику неприятные задания, ставить жесткие дедлайны или отказывать в оплате сверхурочных.

Еще один интересный факт, выявленный в исследовании, связан с оплатой труда. Желание мстить на работе выразили представители двух крайних показателей дохода: высокого и низкого (по 45% в каждой из категорий). Особую тягу к возмездию проявили представители технологической отрасли — здесь о готовности мстить коллегам заявили 46% респондентов. Один из случаев даже описывает ситуацию, когда руководству IT-компании пришлось создать специальную страницу на Reddit, в которой сотрудники могли словесно выражать претензии к коллегам. Самые низкий процент корпоративной мести зафиксирован в индустрии развлечений и отдыха (27%) и в области маркетинга и рекламы (29%).

Как реагировать

Как утверждает эксперт по трудовым отношениям Дэвид Левайн, месть своему руководителю приемлема до тех пор, пока она не наносит существенного ущерба объекту возмездия. В качестве доказательств своих слов Левайн провел эксперимент. Он собрал группу работающих людей и предложил им два сценария. В обоих — руководитель, на которого у респондентов гипотетическая обида, должен найти на компьютере важный для работы файл. В первом случае работник знает, где хранится этот файл, но намеренно не говорит своему начальнику. Во втором — подчиненный специально спрятал искомый файл, чтобы навредить боссу. В результате большинство опрошенных выбрали первый вариант как более приемлемый для мести руководителю. «‎Все дело в том, что сокрытие файла кажется куда более серьезным шагом, — говорит автор исследования. — Есть большая разница между тем, чтобы помешать человеку и просто не оказать ему помощь».

Эксперимент Левайна еще раз доказывает, что месть зачастую носит латентный характер и служит средством когнитивного самоудовлетворения. И в этом смысле крайне важна реакция руководителя на ситуацию. Хотя саботаж сотрудников и накладывает негативный оттенок на рабочий процесс, Левайн отмечает, что в некоторых случаях «‎месть способна обнажить ошибки в управлении и повысить организационную эффективность в долгосрочной перспективе». По мнению эксперта, его исследование может стать важным уроком для менеджеров. «‎Не торопитесь с применением дисциплинарных взысканий, — говорит Левайн. — Саботаж сотрудников — ответная реакция на ваши действия. Если они чем-то недовольны или пострадали от чьих-либо действий, попробуйте разделить с ними их проблему. Возможно, именно это и станет для них поводом отказаться от намерения отомстить».

Ваш сотрудник слишком часто лажает? Возможно, проблема в вас самих