Бизнес
07 февраля, 2024

Конфликт с клиентом: 5 правил урегулирования

Разбираемся, как договориться на взаимовыгодных условиях.

При ведении бизнеса рано или поздно наступает момент, когда приходится сталкиваться с недовольством клиентов и их требованиями удовлетворить все претензии, да еще и возместить моральный ущерб. Иногда диалог происходит спокойно, а порой и на повышенных тонах. В любом случае представителю компании важно не просто решить проблему, но и «сохранить лицо» и репутацию фирмы. Поговорим о том, как правильно урегулировать конфликты и какие правила помогут справляться со столь непростыми ситуациями.

Когда клиент прав

Популярная фраза о том, что клиент всегда прав, по факту необязательно верная.

Согласно информации, размещенной на сайте Роспотребнадзора в ноябре 2023 года, больше 80% дел, связанных с защитой прав потребителей, решается в их пользу. Таким образом, можно предположить, что в каких-то случаях претензии покупателя бывают необоснованными.

Например, если он требует слишком многого и позволяет себе такое поведение не по той причине, что продавец допустил ошибку, а поскольку привык скандалить и устраивать конфликты. Такой тип поведения часто встречается при «потребительском терроризме»: в данном случае клиенты просят у компании несоразмерно большой компенсации совершенно незначительных недостатков их продукции или услуги. Скажем, придя в ресторан и оставшись недовольными качеством одного из блюд, заявляют, что из счета надо исключить все позиции. К сожалению, нередко конфликтные ситуации происходят с участием таких покупателей.

Основной закон, который регулирует права клиентов, — Закон РФ «О защите прав потребителей». Согласно ему, приобретая товар, человек может вернуть его, если найдет какой-то дефект, а также попросить заменить или исправить недочет. Кроме того, существует понятие гарантии, то есть периода, в течение которого клиенту позволительно обратиться с подобной жалобой. Таким образом, если претензии покупателя не противоречат его законным правам, продавцу необходимо их удовлетворить.

В тех случаях, когда ситуация спорная, представитель компании может взять паузу, чтобы более внимательно в ней разобраться и предложить дальнейшее решение.

5 правил урегулирования конфликтов с покупателями

Существуют правила, которые необходимо соблюдать независимо от того, общаетесь ли вы лично с клиентом, являясь собственником бизнеса, или же с потребителем ведут диалог продавцы. Соблюдение данных рекомендаций позволит нивелировать и те сложности, которые потенциально могли бы возникнуть ввиду неконтролируемого конфликта.

В тех ситуациях, когда вы не готовы уступать требованиям потребителя, а закон на вашей стороне, можно предложить найти компромисс с помощью услуг профессиональных посредников. Например, попробовать найти медиатора, чтобы не переводить конфликт в формат судебных заседаний.

Если же соглашение достигнуто, не забудьте его зафиксировать с помощью соответствующих документов: чека о возврате средств, акта оказанных услуг или иным способом, с указанием, что обе стороны не имеют друг к другу претензий.

5 шагов к улучшению клиентского сервиса

Проблема коммуникаций: ошибки в переписке, из-за которых вы теряете клиентов

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: