Мэри Голд
Мэри Голд
1 февраля 2021

Как Tesla оставила конкурентов позади

В 2017 году концерн Volkswagen объявил, что к 2030 будет предлагать электрические версии каждой из своих моделей. В то же время GM обнародовала планы по выпуску 20 новых электрокаров к 2023 году. Bloomberg New Energy Finance прогнозирует, что к 2022 во всем мире будут доступны 500 различных электромобилей.

Несмотря на то, что крупнейшие автопроизводители в последние годы делают ставки на одну и ту же технологию, ни один из них не представляет большой угрозы для лидера рынка. Tesla. Компания стала синонимом электромобилей. Эксперты из Harvard Business Review предполагали, что, как только фирмы с годовой выручкой более 100 миллиардов долларов, глубоким производственным опытом и большой долей рынка начнут выпускать электрокары, игра для Tesla будет окончена.

Причина, по которой потребители по-прежнему предпочитают машины Илона Маска таким продуктам, как Audi eTron или электромобилям от GM, а именно Buick, Cadillac, GMC и Chevy, на удивление проста. Пользователи Tesla могут преодолевать большие расстояния, будучи уверенными, что найдут удобное место для подзарядки. В то время как другие автопроизводители сосредоточили внимание на совершенствовании электромобилей, Tesla думала обо всей транспортной системе сразу.

С какой стороны посмотреть?

Производителям бензиновых автомобилей не о чем беспокоиться, поскольку заправочных станций вокруг множество. Только в Соединенных Штатах их насчитывается более 160 000, и все они легко доступны. Поэтому маркетинговая стратегия таких компаний основана на стандартных переменных: продукт, цена, размещение, продвижение. Постройте автомобиль, широко рекламируйте его, предлагайте на целевых рынках по хорошей цене — и продукт будет продаваться.

Однако устройства быстрой зарядки для электромобилей находятся в зачаточном состоянии. В США их около 4000. Более того, разные собственники применяют непохожие технологии. Но до тех пор, пока вы покупаете Tesla, у вас будет много вариантов для планирования маршрутов с гарантированным доступом для подзарядки.

Так, на производство электромобилей нужно смотреть с двух сторон: как на производство машин и сети станций зарядки. Но инвестиции во вторую сферу имеют смысл только при наличии достаточно большой базы покупателей, следовательно, и спроса на эти зарядные устройства. У Tesla есть такая база.

О чем Google, Tesla или Twitter спрашивают кандидатов на собеседовании

Чему нас может научить история Tesla?

Nissan Leaf быстро занял лидирующую позицию на рынке электромобилей и был самой продаваемой моделью с 2011 по 2014 годы. Несмотря на это, Nissan не смог создать линию быстрой зарядки, что заставило покупателей полагаться на небольшое количестве сторонних станций, доступных для всех брендов.

Подход Tesla был иным. Они начали со спорткара Roadster, который привел к ним первых покупателей. Затем они приступили к выпуску Model S. Для поддержки автомобилей компания развернула собственную сеть заправок, распространившуюся от побережья до побережья.

Большинство же автопроизводителей последовали примеру Nissan. Представьте себе: если бы вместо того, чтобы вкладывать десятки миллиардов долларов в производство автомобилей, не способных по отдельности преодолевать большие расстояния, Audi, GM, Ford и остальные потратили бы всего по миллиарду на строительство линии станций заправки. Эксперты Harvard Business Review подсчитали, что в Северной Америке эта сумма пошла бы на финансирование примерно 1000 точек с 10 колонками для зарядки в каждой. Если станции размещены правильно, сеть такого размера должна вселять в покупателей уверенность, чтобы выбрать автомобиль на основе его характеристик, а не исходя из количества заправочных станций. Тогда фирмы смогли бы стать серьезными конкурентами Tesla. Возможно, им не придется строить линию для подзарядки. Вместо этого они могут сотрудничать с фирмами-заправками с целью разместить на их территории зарядные станции. Многие существующие энергетические компании, работающие на ископаемом топливе, в конечном итоге станут неэффективными и могут быть перепрофилированы под электромобили.

Преимущество

Использование собственной сети зарядок позволяет владельцу координировать две стороны рынка. Поэтому Tesla может устанавливать цену (делать ли зарядку бесплатной и монетизировать только автомобиль), количество станций и их местоположение.

Интересно, что еще один новичок на рынке Rivian (которому только предстоит продать первый автомобиль) также строит собственную сеть зарядки. Компания расставляет станции между автомагистралями и кемпингами, что идеально подходит, учитывая акцент американского производителя на электромобили для «приключений».

Автомобили Tesla будут «‎разговаривать» с пешеходами

Заглядывая вперед

Фирмы, мечтающие стать следующей Tesla, должны внимательно изучить, почему они так сильно отстают. Это происходит не из-за отсутствия знаний о том, как строить автомобили. Многие из существующих компаний занимаются этим уже более сотни лет. Вместо этого им следует сосредоточиться на инфраструктуре, в данном случае на сетях подзарядки, которые заставили клиентов рискнуть и приобрести продукт у новичка. Если другие предприятия серьезно подойдут к созданию альтернатив, эксперты ожидают, что Tesla позволит партнерам подключаться к их зарядным устройствам.

Но это не единственная битва, которую другие автопроизводители проигрывают в борьбе с Tesla. Стало известно, что компания Илона Маска планирует кардинально изменить собственную бизнес-модель. Она хочет внедрить в электромобили дополнительную функцию автоматизированного вождения. Другими словами, автопилот. При покупке он обходится владельцу в 10 000 долларов. Но фирма предлагает перейти на продажу автопилота в качестве сервиса. За ежемесячную плату (как подписка на музыку — прим. Hussle.ru). Так американский предприниматель вновь совершит прорыв: переход от транспортного средства-продукта к транспортному средству-услуге.